В прокат выходит «Хэллоуин убивает», продолжение ребута карпентеровской классики о непростых отношениях Лори Строуд и Майкла Майерса. Мы решили вспомнить 11 других случаев, когда любимые герои хорроров возвращались на экраны: от возмутительного перезапуска Роба Зомби до режиссёрского дебюта Зака Снайдера.
Если и переосмыслять классические франшизы, то только так — бескомпромиссно, вопреки ожиданиям фанатов и назло критикам. Роб Зомби никогда не был покладистым автором, а в дилогии нового «Хэллоуина» и вовсе показал себя настоящим режиссёром-панком. Он не только снял, пожалуй, один из самых дерзких фильмов во вселенной Майкла Майерса, где нам показывают становление культового маньяка в декорациях бедной провинциальной Америки, но и умудрился обогнать цайтгайст. Тренд на психотерапию и прорабатывание травм юности завирусится в хоррор-индустрии лишь спустя несколько лет, а о смелых авторских ребутах классики ужасов всерьёз заговорят только после выхода «Суспирии» — в 2018 году.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Чтобы фанаты оскорбились неуважением Зомби к канону, а критики возмутились грязной эстетикой.
Конец 00-х и начало 10-х стали важным, хотя и неоднозначным периодом для голливудских продюсеров, решивших перезапустить культовые слэшеры. «Пятница 13-е» (2009) пыталась подражать эксплуатационной эстетике оригинала, но слишком сгустила краски и превратилась в китч. «Крик в общаге» (2009) просто повторял старые шаблоны. «Мой кровавый Валентин 3D» (2009) настолько хотел обхитрить фанатов сюжетными поворотами, что, кажется, обвёл вокруг пальца сам себя. Но больше всех преуспел в этой погоне за званием неудачного ремейка «Кошмар на улице Вязов». Фильм Сэмюэла Байера похож на фанатский ролик, у создателей которого завалялись лишние миллионы: хоть размах порой и чувствуется, но здешний Крюгер внешне напоминает аниматора в комнате страха, а жуткие сновидения героев неловко пародируют сцены из оригинальной серии. Снять настолько безжизненное и нелепое кино — тоже, в общем-то, заслуга.
Стоило ли перезапуска: Нет.
Автор оригинальных «Детских игр» Дон Манчини решил по-новому пересказать культового «Чаки» и выпустил целый сериал. Теперь в истории о кукле-убийце на первом плане оказываются зумеры и их родители, а вместо критики консьюмеризма шоу предлагает поразмышлять на тему буллинга и домашнего насилия. Идея достойная, но реализованная самым неловким образом: в «Чаки», увы, бессмысленного поучительного трёпа куда больше, чем кровавых убийств. Поразительно, но сериал, который вроде бы должен пугать зрителей злобной куклой, пока страшит лишь своим хронометражем: если за почти 50 минут эпизоды нас чему- то и учат, так это тому, что некоторым ребутам лучше просто не выходить.
Стоило ли перезапуска: Нет.
Вслед за «Чаки» на малые экраны попал ещё один сериальный ребут культового слэшера. «Я знаю…», к слову, тоже пытается заигрывать с актуальным контекстом: тут и современные подростки, которые отчаянно (и чаще неудачно) пытаются стать больше чем просто мишенями для убийцы, и мрачные тайны Интернета, и уход от чистого слэшера в тинейджерские причитания. И то и другое — примеры провальных перезагрузок, но «Я знаю…», в отличие от «Чаки», почему-то удаётся приковать зрителей к экранам. Может, он глупее, может — наивнее, а возможно, дело просто в хейтвотчинге. Если и хочется найти сериал, от которого 40 с лишним минут придётся скрипеть зубами, это идеальный вариант.
Стоило ли перезапуска: К сожалению, да.
Зачем: Чтобы у нас появился новый хоррор-сериал, во время которого можно кричать на экран.
О «Пятнице» мы уже говорили в свете неудачных хоррор-ремейков 00-х, но этому фильму не обойтись без оправдательной речи. Да, с каждой минутой он всё ближе не к олдскульному слэшеру Шона С. Каннингэма, а к безобразному голливудскому китчу, зато смотреть его интереснее, чем любую другую инкарнацию сюжета о подростках в летнем лагере. Маркус Ниспел под бдительным надзором Майкла Бэя назойливо демонстрирует силиконовые груди героинь и превращает каждую сцену в жанровый аттракцион, а убийства хотят быть кровавее, чем это вообще возможно. «Пятница 13- е» отчаянно пытается развлечь своего зрителя, и иногда это у неё, к счастью, получается.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Чтобы у нас появился стыдный анахроничный ремейк, который можно смотреть в шумной компании.
Чтобы снять ремейк фильма Уэса Крейвена и не упасть в грязь лицом, надо обладать особым жанровым чутьём. Если кто-то и мог повторить успех классика хоррора, так это Александр Ажа — тогда ещё молодой дерзкий автор, поставивший безумную «Кровавую жатву». Его ремейк «У холмов есть глаза» ни в чем не отстал от старого ужастика: такой же жестокий, брутальный и мастерски выдерживающий саспенс на протяжении почти двух часов. В эпоху, когда «Крик» разоблачил слэшеры, казалось бы, нереально возродить историю о нападении мутантов-людоедов в пустыне. Но Ажа удалось: он смотрит на Америку глазами иностранца, а сам фильм снимает в грязной эстетике французского экстрима. Отчасти из-за успеха «У холмов есть глаза» постановщик окажется на слуху у продюсеров и возьмётся за несколько других (менее удачных) ремейков — «Зеркала» и «Пираньи 3D».
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Чтобы увидеть американский слэшер, снятый в стиле французского экстрима.
В 2013 году кандидатура Федерико Альвареса на посту режиссёра новых «Зловещих мертвецов» казалась сомнительной, но сейчас выбор продюсера Сэма Рэйми выглядит одним из самых логичных. С одной стороны, уругвайский постановщик всегда остаётся в рамках олдскульного жанра: «Не дыши» — герметичный триллер- перевёртыш, в котором слепой ветеран напоминает злодея из слэшера; «Тревожный звонок» — эталон радиопостановки. С другой — Альварес понимает изменившийся запрос зрителя и не снимает старомодного кино. Вот и новые «Зловещие мертвецы» поначалу лишь мастерски повторяют приёмы оригинала, но постепенно превращаются в липкое кровавое месиво. Классику Рэйми не обскакать, зато можно сделать из неё современный жуткий аттракцион.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Увидеть финальную сцену с кровавым дождём и убедиться, что в хоррорах нет предела мерзости.
Классическая серия о каннибалах из американских лесов давно перекочевала прямиком на direct-to-video и там же благополучно скончалась. Правда, для фанатов оригинального фильма у нас есть замечательная новость, которую вы легко могли пропустить: «Поворот не туда» перезагрузился и вернулся к истокам. Это всё тот же наивный слэшер о людоедах и их невезучем обеде в лице нескольких героев: в лесах раскиданы ловушки, каждый шорох знаменует собой появление врага, а кровавые брутальные убийства проверяют зрителя на выдержку. Ничего особенного, вот только почему-то именно этой картине удалось совместить авторскую ностальгию с новым взглядом. Теперь в фильме много размышлений о запрятанной в лесах американской культуре и конфликтов большого города с мистической провинцией.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Вернуть себе 2003-й.
Вместо джалло — фестивальная мистическая драма о холокосте. Вместо компактной мрачной сказки о ведьмах — монументальное многочастное полотно, которое выдержат далеко не все фанаты Луки Гуаданьино. Новая «Суспирия» напыщенная и претенциозная, невыносимо неспешная и ждущая от зрителя каких-никаких интеллектуальных усилий. Можно долго спорить о том, удался ли вольный ремейк классики Ардженто (по мнению автора оригинала, кстати, не удался), но вместе с «Хэллоуином 2007» Роба Зомби этот фильм один из немногих, кто открыто пошёл против канона. В глазах Гуаданьино «Суспирия» глубже, чем она есть. Он снимает кино не с позиции человека, который хочет исправить признанный шедевр, а с позиции автора, влюблённого в старый фильм и готового поделиться своим взглядом на знакомые сцены.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Чтобы превратить кино о ведьмах в тяжеловесный монолог об исторической вине и прощении.
У Blumhouse с классикой отношения сложнее некуда. Продюсер Джейсон Блум вечно норовит исправить, переделать шедевры поджанра под новую реальность. Даже если они об этой новой реальности говорили ещё из своих далёких 70-х и 80-х. Вот и без того феминистский слэшер «Чёрное Рождество» в руках голливудского дельца и режиссёрки Софи Такал оказывается не фильмом, а политическим заявлением. Феминизм — хорошо, насилие — плохо, патриархат загоняет в рамки: оригинальный хоррор, увы, говорил об этих вещах куда увлекательнее и страшнее. Удел нового «Чёрного Рождества» — не изобретать что-то новое, а просто повторять заученную мантру. Глядишь, зрители оценят.
Стоило ли перезапуска: Нет.
Полный антипод хоррор-ремейков Blumhouse. Если фильмы Ромеро всегда отличались сложными аллюзиями на современное общество, то перезагрузка Зака Снайдера убрала размышления о консьюмеризме и культе потребления куда подальше. «Рассвет мертвецов» — прежде всего чёрная зомби-комедия, а уже потом кино о людях, спрятавшихся от монстров в торговом центре. Сценаристу Джеймсу Ганну интереснее язвить над героями, режиссёру «Бэтмена против Супермена» — снимать фильм в стилистике рок-клипа. Честно говоря, уж лучше так, чем по-эпигонски уныло: тут есть и сцены родов малыша-зомби, и забавные убийства в духе сплэттеров Питера Джексона, и, куда уж без этого, шлягер Disturbed на титрах.
Стоило ли перезапуска: Да.
Зачем: Получить вместо социальной критики Ромеро дорогущий клип метал-группы.