В то время как Москву все глубже затягивает зимняя трясина, кинематограф уже дышит весной.
На один день Кудринская площадь превратилась из ноябрьского промозглого, залитого дождем и талым снегом пустыря в яркий, освещаемый весенним солнцем пятачок локального марта – именно здесь проходят съемки одной из заключительных сцен фильма, которому уготована честь стать главным подарком мужчинам на Восьмое марта. Мы дождались команды «Стоп, снято!» и побеседовали с исполнителями главных ролей в фильме Марией Берсеневой, Максимом Виторганом и Светланой Ивановой о том, что же такое «С Восьмым марта, мужчины!».
– Раскройте подробности нового фильма.
Иванова: Я играю возлюбленную героя Максима.
Виторган: А я играю возлюбленного героини Светланы Ивановой
Иванова: Мою героиню зовут Виола. Как сыр.
Виторган: Моего героя зовут Лев. Как царя. Наших героев случайно объединяет сестра Виолы Анна.
Берсенева: Это я!
Виторган: Объединила, сама того не желая и не представляя, что из этого выгорит. Выгорела из этого беременность Виолы, а мой герой, как вы видели сегодня на съемках, свою возлюбленную в финале покидает.
Иванова: У меня трагическая роль…
Виторган: Трагическая, но смешная! Вообще, мы старались сделать глубокое, философское полотно, погружающее в тайны мироздания, в глубины отношений между мужчиной и женщиной… У нас просто не получилось. Фильм вышел какой-то легкомысленный, веселый. Я, когда снимался, думал, что играю какую-то второстепенную роль. Нет, сценарий я читал, конечно, но в последний съемочный день продюсер Анна Крутова мне сказала: «Похоже, у тебя главная роль». Я расстроился, потому что, если бы я знал, что у меня главная роль, я бы все делал по-другому, но что вышло, то вышло.
– Мария, в фильме, судя по ролику и финальной сцене, которую сейчас снимали, ваша героиня меняет множество нарядов и примеряет самые разные образы. Тяжело было перестраиваться или такие перемены для вас в радость?
Берсенева: Конечно, это интересно! И как для девушки, и как для актрисы мне интересно, когда меняется образ не только внешний, но и внутреннее содержание героини. Для актера, а тем более для девушки – это настоящий подарок!
– Светлана, как вы попали в картину? По блату, вы ведь с режиссером Артемом Аксененко уже работали вместе?
Иванова: Я Артема знаю уже лет семь, наверное. Он друг моих близких друзей, мы много раз пересекались и даже потом поработали на картине «С Новым годом, мамы!», но сюда меня пригласил совсем другой человек, я даже проходила пробы, причем на роль другого персонажа. И только потом я узнала, что фильм будет делать Артем, но тогда я уже за свою роль сама крепко держалась.
– А вас, Максим, чем привлек проект?
Виторган: Было бы опрометчиво говорить про какие-то глубины сознания и неоднозначность, сложность, многослойность психологического характера в фильме такого жанра, но возможность попробовать на экране, на пленке такой яркий, гротесковый, выпуклый способ существования – это, безусловно, определенный манок для меня. Не в человеческом, а в актерском смысле.
– По нововведенным законодательным инициативам исполнителям в кадре теперь не полагается ни пить, ни курить. Ваш фильм соответствует новым нормам?
Виторган: Так рано или поздно мы дойдем до того, что запретят людей просто-напросто.
Иванова: Максим, вы планируете покинуть профессию?
Виторган: Я, конечно, категорический противник всех этих экспериментов. Я считаю, что это не дело Государственной Думы регулировать подобные вещи федеральными законами. Я, как яростный либерал, вообще считаю, что законов должно быть ну-у-у… штук тридцать-сорок вместе с Конституцией, и этим законодатели должны ограничиться.
Иванова: Десять, уже все эти Десять заповедей известны давно…
Виторган: Ну, шутки шутками, конечно, а я в последнее время смотрю много сериалов американских. Они как-то сделали в последние годы в силу разных причин огромный шаг вперед, какой-то просто гигантский. И вопрос не только в деньгах больших, которые туда вливаются, и больших артистах, которые там снимаются, а вопрос еще, например, в сценариях… У нас никогда не будет таких сериалов и фильмов, сериалов в первую очередь, потому что мы не можем себе позволить такой уровень честности. Во всем. У нас любой фильм или сериал, снимающийся про суд, адвокатов, полицию, всегда будет на семьдесят процентов состоять из пропаганды и лжи. А на пропаганде и лжи, конечно, можно построить какие-то великие художественные произведения, но делать это умеют только разовые мастера, вроде Лени Риффеншталь. И то, их величие мы видим только в контексте времени, сами по себе они ничем особенным не являются. Потому все эти запреты на алкоголь, курение в кадре, все это ведет нас в эпоху абсолютно пластикового кино, где лучшее спорит с хорошим, но никакого оптимизма это не вселяет. Я считаю, что художник должен быть абсолютно свободен, и регулировать действия художника могут только какие-то рыночные отношения и творческий позыв, конечно.
– Максим, вы говорите о творческой свободе, но сами снимаетесь в фильмах «С Новым годом, мамы!», «Чемпионы», «С Восьмым марта, мужчины!» – в картинах, приуроченных к определенным датам. Разве это не сковывает вас как актера?
Виторган: Ну, это, конечно, в первую очередь показатель моей деградации. Но это моя работа, мой способ заработать деньги. Мое участие в перечисленных фильмах, конечно, не является каким-то авторским высказыванием, но это совсем не значит, что делаю я это как-то спустя рукава. Но ведь кино – это в первую очередь искусство режиссера и сценариста, только потом уже идут актеры и операторы. Поэтому и степень ответственности хотелось бы разделить в таких же пропорциях.
– В картине обыгрывается тема женского праздника. Сами вы какие подарки любите на Восьмое марта получать?
Берсенева: Я вообще не люблю праздники, если честно. Против Восьмого марта я ничего не имею, это про день рождения можно забыть, а Восьмого марта забыть поздравить всех своих любимых женщин невозможно.
Иванова: Я, по счастью окружающих меня мужчин, отношусь к тому небольшому числу женщин, которые этот праздник не отмечают вообще. Для меня этот день с давних времен, еще со школы, является праздником мам и бабушек. Я, видимо, внутренне еще себя не осознаю той женщиной, которой нужно особенное внимание в этот день. Мне приятно, конечно, особое в этот день отношение, но я деликатно отношусь к мужчинам, они Восьмого марта такие трогательные, нелепые, несут свои мимозы…
– Максим, а вы как справляетесь с тяготами Восьмого марта?
Виторган: Меня вообще все эти праздники очень тяготят. Подарки к определенной дате, цветы… Я не люблю обязаловки, мне это плохо дается. Я стараюсь, чтобы Восьмое марта было почаще.
– Фильм адресован больше мужчинам или женщинам?
Берсенева: Думаю, больше все-таки девушкам. Хотя… Мужчинам, думаю, будет небезынтересно посмотреть на главную героиню, она яркая, красивая женщина. На такую всегда приятно посмотреть, а тем более когда она меняется за время фильма в лучшую сторону.
Виторган: Я вообще не верю в то, что фильмы делятся на мужские и женские, они разделяются жанрово, по какой-то ауре, по ощущениям, но никак не по гендерному признаку.
На Московском кинорынке картину «С Восьмым марта, мужчины!» представила новая кинокомпания, получившая название DreamTeam, возглавил которую Марк Лоло, бывший президент компании «Централ Партнершип». Стартовый пакет нового игрока на отечественном рынке кинопродукции включает в себя новую картину «Квартета И» «Быстрей, чем кролики» (в прокате с 1 января), драму Алексея Учителя по повести Захара Прилепина «Восьмерка» (в кино с 8 мая), осовремененный вариант классического «Дубровского» с Данилой Козловским в главной роли (премьера – 17 апреля), романтическую комедию по сценарию Оксаны Робски «Нереальная любовь» (в кинотеатрах с 13 февраля) и авантюрный экшен «Gazgolder». Главным козырем на 2014 год в колоде DreamTeam станет новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».
«С Восьмым марта, мужчины!» выходит в прокат 6 марта 2014 года.