Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

Интервью с Романом Васьяновым — режиссёром «Общаги» и оператором «Отряда самоубийц» и «Ярости»

Роман Васьянов, работавший как оператор над «Стилягами», а также многими фильмами Дэвида Эйра («Ярость», «Патруль», «Отряд самоубийц»), показал на «Кинотавре-2021» свою первую режиссёрскую работу — экранизацию романа «Общага-на-крови» Алексея Иванова, автора «Географ глобус пропил». Вышла пронзительная драма о пятерых студентах, которых выгоняют из общежития: чтобы попасть обратно, нужно покрыть изнасилование, которое совершил муж комендантши. Показаний жертвы всё равно никто не узнает: студентка покончила с собой.

Добавить в закладки
Интервью с Романом Васьяновым — режиссёром «Общаги» и оператором «Отряда самоубийц» и «Ярости»

Мы поговорили с Романом о разнице между режиссурой и операторской работой, древнегреческих трагедиях и о том, почему сюжет картины на самом деле «светлый» — несмотря на весь происходящий в ней ужас.

Почему для режиссёрского дебюта вы взяли за основу именно роман «Общага-на-крови» Алексея Иванова?

Я человек, который снимал очень разное кино, разного масштаба, и, собственно, главное достоинство этой истории для меня в том, что её очень тяжело снять. И ещё сложнее написать, придумать идею, где настолько большие вопросы поднимаются в сжатом каком-то мире. Этим мне книга и понравилась — сочетанием глобальных ставок с очень скудным, минималистичным фоном.

Вы рассказывали, что сценарий начали писать, сидя на Гавайях после съёмок «Тройной границы», причём у вас даже прав на книгу не было на тот момент.

Да, не было прав, вообще ничего не было — мой замечательный продюсер Артём Васильев (генеральный продюсер Metrafilms, отвечающей за производство фильма) всё это сделал реальностью.

Просто было интересно. У меня не было каких-то глобальных идей, я всего лишь подумал: вот же оно, кино готовое.

И сразу начали писать именно сценарий? Не заявку сценария, как обычно делают сейчас в индустрии?

Да, я сразу сделал первый драфт. Но я его копировал из книжки частями — не то чтобы я какой-то мегаписатель, просто структурно оформлял его. А уже потом Артём Васильев дал мне Катю Богомолову, замечательного моего соавтора, Павел и Дарья Селуковы тоже подключились. Мы очень долго доводили всё это, была большая работа со сценарием проделана — и, мне кажется, в фильме это видно.

Да, он сильно от книги отличается — финал в том числе. Как раз хотел спросить, без спойлеров, почему вы его настолько другим сделали?

Ну в книге он тоже довольно тяжёлый.

Да, этим он как раз не отличается.

Но у нас он просто более визуальный, более кинематографичный. Вот и всё. Если уж ты занимаешься экранизацией, надо сделать сцены для кино более выразительными.

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ещё вы говорили, что, на ваш взгляд, концовка «Общаги» — светлая. Мне интересно стало, почему вы так думаете, потому что…

Кино ужасающее?

Ну, да.

Мне просто кажется, что есть послевкусие какое-то, ощущение катарсиса. Люди сидят в тишине после кино, и их оно реально трогает. Да и фильм в конце концов о том, что можно, пускай через самые радикальные поступки, всё-таки одержать победу в схватке со злом.

Всё же это кино, не оставляющее зрителя в грязи, а как-то тянущее человека вверх.

Вы считаете, что главные герои одержали победу над злом?

Думаю, да.

Вы много где сравнивали «Общагу» с древнегреческой трагедией. Откуда такая параллель?

Ну просто страсти, ставки…

Жизнь и смерть?

Жизнь и смерть, да, рай или ад. Но этим мне история и нравится.

Марина Васильева в роли Светы на кадре из фильма «Общага»

Марина Васильева в роли Светы на кадре из фильма «Общага»

Я знаю, что многим авторам не нравится, когда их кино интерпретируют, скажем, в политической сфере. Но «Общаге», учитывая её сюжет и символизм, этого явно не избежать. Как вы сами к этому относитесь?

Ну это, опять же, тоже вечные вопросы — свободы и несвободы. Человеческая свобода — важнейшее наше качество и ценность. Я всегда считал, что книга эта очень современная, безвременная даже. Вопросы, которые в ней поднимаются, абсолютно каждодневные.

Интересно, что у вас единственный герой, который не отступается от принципов, — технарь. А все остальные — гуманитарии. В этом есть какое-то высказывание?

(Смеётся.) Не знаю, мы долго думали, ржали по этому поводу. Нужно было придумать, кто он такой, чем занимается, много было каких-то моментов. И как-то так сложилось, что он «физик, почти математик», а они — сумасшедшие гуманитарии. Мне кажется, в этом есть какой-то юмор в первую очередь.

А так он мог быть и историком, и филологом.

 Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Само здание общежития реальное? Просто, раз фильм дешёвый, на такие декорации вряд ли бы хватило бюджета.

Да, мы снимали в реальном общежитии в Стрельне, где целый корпус в советское время закрыли. Его строили для какого-то там миллиона студентов из советских республик. Мы его вот открыли, зашли туда и сняли кино.

Сильно меняли здание внутри?

Да нет. Стены чуть-чуть красили, свет повесили — и всё.

Просто общежитие тоже выглядит не совсем как реальное место, а скорее как какое-то метафорическое пространство.

Да, да, как чистилище.

Я знал, что это кино про красивые молодые лица, которые мечутся между жизненным выбором. И было ощущение, что общага их не должна быть суперкрасивой. Просто должны быть соблюдены элементарные визуальные правила, чтобы это смотрелось. Но не было задачи сделать что-то невероятное.

Поэтому я очень доволен тем, как фильм выглядит и сделан. В нём есть какая-то элегантность, простота. Но при этом он снят с чувством стиля, с внутренней уверенностью. Это на самом деле дорогого стоит, такое сделать сложно.

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Тут как с актёрской игрой — если кажется, что человек «не играет», значит, он на самом деле просто очень хорош. По вашему фильму тоже можно подумать, что его «не режиссировали», а ведь на самом деле такого эффекта добиться трудно.

Да. Но тут история просто не располагает к чему-то эдакому — она очень серьёзная.

В какой момент производства или написания сценария вы поняли, что хотите быть режиссёром этого фильма? Или изначально так планировали?

Нет, изначально я не понимал, хочу я снимать сам или не сам. Но потом уже, когда выделили деньги из Министерства культуры, стало понятно, что надо быстро всё сделать. Фильм вообще настолько быстро как-то сам запустился, что особо не было времени испугаться.

При этом до проката он идёт уже очень долго.

Да, из-за того, что Covid, и из-за того, что у нас был список A-list фестивалей, которые нас очень хотели — но потом мы пролетели мимо них. В общем, из-за пандемии сложилась очень сложная фестивальная жизнь, а такое кино, если оно не премьерилось на большом фестивале, просто не существует.

Вы перед фильмом говорили, что Алёна Михайлова тут сыграла свою первую роль. Но пока «Общага» дошла до зрителей, она уже успела звездой стать.

Да, она успела в пяти фильмах сняться.

Алена Михайлова в роли Киры на кадре из фильма «Общага»

Алена Михайлова в роли Киры на кадре из фильма «Общага»

Могу ошибиться с цифрами, но, кажется, ваши слова, что для фильма 60% — это сценарий, 30% — актёры и 10% — всё остальное. Собственно, хотел спросить про каст: раз он настолько важен, как вы выбирали артистов?

Кастинг, насколько я его понял, — вещь очень интуитивная. Я не суперпрофессионал в этом, но, по мне, ты либо чувствуешь этих людей, персонажей, либо не чувствуешь. Так что актёры у меня как бы сами нашлись — и, на мой взгляд, сыграли очень хорошие роли.

Но какого-то рецепта, ответа, почему вот эти люди играют, а не какие-то другие, у меня нет. Мы искали, и я знал энергетический типаж, который должен быть, — и туда, в эту точку бил, его искал.

Я, кстати, до вашего фильма не замечал, насколько же Никита Ефремов похож на отца.

Да. (Смеётся.) Большая династия.

Никита Ефремов в роли Вани на кадре из фильма «Общага»

Никита Ефремов в роли Вани на кадре из фильма «Общага»

Вы как-то в интервью говорили, что операторская работа — это совмещение математического и творческого. А вот режиссура — чистые эмоции. Как для вас этот переход прошёл?

Да даже не знаю — я понимал, куда надо двигаться и что делать, и как-то сам гармонично перешёл.

То есть вообще не было проблем? Читал, что когда вы впервые попали на площадку «Общаги», то вдруг растерялись и не знали, куда камеру поставить.

Да, сразу почувствовал себя режиссёром. (Смеётся.) Страшнейшее было чувство, не знаю, как-то так моя психика сработала. Но было интересно.

Интересно, что как оператор вы чаще снимали зрелищное, жанровое кино — «Ярость», «Отряд самоубийц», «Патруль». Но как режиссёр взяли историю совершенно противоположного характера.

Это специально. Мне кажется, жанровое кино подразумевает, что ты уже на все «авторские» вопросы для себя ответил и теперь общаешься со зрителем на очень понятном языке. Плюс, жанровое кино просто дорогое.

А я знал, что этот фильм будет недорогой, простой, что по нему будет понятно, а могу ли я вообще таким заниматься.

То есть это ещё и способ протестировать себя?

Конечно, да, способ протестировать свои возможности. Ведь пока не снимешь, не узнаешь, есть ли у тебя талант и склонности или нет.

Вы при этом взялись тестировать себя на очень сложном материале, сложном именно для режиссёрского осмысления. Камерное кино, где всё происходит в одном здании.

Я подумал, что если это смогу сделать — то уже что угодно смогу.

Марина Васильева в роли Светы на кадре из фильма «Общага»

Марина Васильева в роли Светы на кадре из фильма «Общага»

Расскажите, как вы, будучи оператором, выбирали оператора уже под себя как режиссёра. Как вообще работалось с обратной стороны пары «режиссёр-оператор»?

Не знаю, как-то всё органично произошло. Я просто такой человек, у меня нет мыслей в духе «вот я должен всем всё объяснить». Вокруг куча талантливых людей, всё, что надо, — дать им свободу и любовь, они сами раскроются и расцветут. В них энергия сумасшедшая.

С Сашей [Александровым] то же самое — он талантливый оператор, и я ему сказал: «Вот давай тут сделаем как-то так — а дальше ты сам». И он замечательно всё сделал. Не было такого, чтобы я сам ставил кадр или свет. Он самодостаточный человек, замечательно снял фильм, и я ему гигантски благодарен.

Как раз собирался спросить — не было ли желания по привычке начать свет выставлять или гаферу что-нибудь крикнуть?

Нет, я знал, что это путь в никуда. (Смеётся.) Меня бы эта дорога убила.

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Как ваш опыт режиссёра изменил вас как оператора?

Очень сильно. (Смеётся.) Это тяжелейший, колоссальный труд — быть режиссёром. Любой человек, который себя называет режиссёром и что-то пытается сделать в жизни, вызывает у меня уважение.

Ведь есть же какой-то снобизм, мол, «вот, он теперь режиссёр, любит там сидеть командовать». На самом деле, когда ты работаешь искренне, тебя это просто испепеляет, сводит с ума. Ты трудишься день и ночь. Я рад, что этот опыт пережил — он мне дал другой взгляд на всё это. Пока не попробуешь — не поймёшь.

Но вы не особо, как я понял, стремитесь возвращаться в режиссуру?

У меня есть какие-то идеи, но пока я возьму паузу. Этот фильм выпил из меня все соки, какие только можно. Я сейчас наслаждаюсь своей операторской прекрасной жизнью, где меня все любят, никто не трогает, всё хорошо. Взял лёгкую паузу.

Но если всё же вернётесь — вам хотелось бы снимать настолько же разное кино, насколько разное вы делали как оператор?

Сто процентов. У меня нет желания с каждым фильмом оставлять след в истории кинематографа. Мне интересны и жанровые фильмы, скажем. Я просто стараюсь снимать кино, которое в первую очередь мне было бы интересно смотреть.

Есть, может быть, у вас одна конкретная сцена в «Общаге», которой вы больше всего гордитесь как режиссёр?

Сцена, когда герои приносят прописку и все закрываются в одной комнате. Она идёт шесть минут, и пятеро артистов в одной комнате всё это время просто выясняют отношения. Такое сложно снять.

Геннадий Вырыпаев в роли Забелы на кадре из фильма «Общага»

Геннадий Вырыпаев в роли Забелы на кадре из фильма «Общага»

Пятеро разгневанных студентов.

Да, абсолютно — это «12 разгневанных мужчин» такие. Но я как раз люблю «Общагу» за то, что она позволила мне такие вещи делать. Когда у тебя большое производство, всегда есть шанс спрятаться, уйти, через экшен что-то решить. А тут некуда прятаться: есть артисты, есть стены, есть камера. Давай, снимай.

Каково вообще было работать с актёрами — учитывая, что вы никогда этого не делали? Считается же, что это чуть ли не самое сложное в режиссуре.

Да, в меня как-то все не верили в этом отношении. Не знаю, почему, просто никакой форы мне не давали. Но мне кажется, в итоге всё вышло хорошо. И особенное внутреннее удовлетворение мне приносит то, что это было всё интуитивно, не по технике или методике. Просто интуиция. И она, видимо, у меня правильная.

Как раз в фильме открытия «Кинотавра», документалке «Нас других не будет», продюсер Сергей Сельянов говорил, что по человеку всегда понятно, режиссёр он или нет. Даже люди, которые долго снимают кино, могут не быть режиссёрами. И мне кажется, речь как раз о вот этой вот интуиции. Вы, видимо, всё же режиссёр.

Ну посмотрим. (Смеётся.) Не буду загадывать вперёд.

Фильм «Общага» уже доступен для просмотра пользователям сразу трех отечественных онлайн-кинотеатров: KION, PREMIER и КиноПоиск HD.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?