"Доброй ночи и удачи", вторая режиссерская работа Джорджа Клуни, наконец на наших экранах. Для страны, где тип теленовостей свелся в основном к сообщениям об автомобильных авариях на московских улицах, фильм станет напоминанием о месте журналистики в истории, которую мы творим.
Фильм Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи" как учебник журналистики.
Картина возвращает в 50-е годы, когда в США свирепствовала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и с государственных трибун грохотал сенатор МакКарти, обвиняя каждого второго в связях с коммунистами. Конец паранойе был положен, когда ведущий канала CBS Эдвард Мурроу вступил с сенатором в активную полемику и представил доказательства опасности его позиции. Его передачи вынудили сенат инициировать расследование деятельности уже самого МакКарти. Боевые действия стоили телекомпании многих жертв: людей пачками увольняли, начальство нервничало, передачи Мурроу ссылались на "детское время".
Конфликт в фильме связан с делом пилота морской авиации Мило Радуловича, который попал в мясорубку "охоты на ведьм" и был обвинен без суда и следствия. Мурроу пытается вмешаться в ход событий, но сталкивается с взбесившимся государственным аппаратом, который помешался на антикоммунизме.
Клуни сделал эту картину на основе собственных впечатлений. "Я вырос в окружении тележурналистов, – рассказывал режиссер на премьере в Венеции 2005 года. – Телеведущий Эдвард Мурроу был частью моей юности. Мой отец сам был телеведущим в Цинцинатти, всю жизнь вещал людям новости, и мальчишкой я не вылезал из телестудий. В меня с детства вошла убежденность, что долг масс-медиа – информировать людей и вселять в них чувство ответственности за происходящее. Это основа журналистики, вся жизнь моего отца была этому посвящена. В те пору телеведущим верили, и репутация Мурроу была безупречной, а его авторитет был непререкаем для всей Америки".
Действие фильма почти не покидает телевизионную студию, причем Клуни скрупулезно воспроизводит не только моды и обстановку телекомпаний тех лет, но и стиль диалогов, характерных для американского кино середины ХХ века. Картина снята в черно-белом изображении, настолько изысканно строгом, что оператор Роберт Элсуит был номинирован на "Оскара". "Во времена Мурроу не было цветного телевидения, мы знаем этого человека черно-белым, – объясняет Клуни. – И мне хотелось, чтобы в фильме он появился таким, каким всем запомнился". Исполнитель этой роли Дэвид Стрэтэйрн проштудировал записи передач с Мурроу и тщательно реставрировал его манеру, вплоть до неизменной сигареты в руке. Хотя курение на американских экранах теперь категорически запрещено, и принципиально некурящий Клуни проронил к слову, что "две трети этих ребят с телевидения потом умерли от рака легких". Но правда жизни для него важнее – в то время "даже врач со стетоскопом слушал ваше сердце, не выпуская изо рта сигаретку".
Это кино интеллектуальное. Оно не давит на слезные железы и не балуется ни с адреналином, ни с тестостероном. В нем есть напряженность, но полностью отсутствуют попытки манипулировать зрителем. Строго блюдя документальный стиль рассказа, Клуни отказался от идеи пригласить на роль МакКарти актера и взял архивные пленки с его выступлениями на заседаниях комиссии по расследованию антиамериканской деятельности – так умерший в 1957 году сенатор сыграл в фильме сам себя. Получилась, в сущности, хроника боевых действий между тележурналистом и государственным деятелем.
Джордж Клуни сделал эту картину на волне нарастающей войны с мировым терроризмом – он видит в ее методах много общего с паранойей эпохи МакКарти. И уповает на масс-медиа как единственное средство поставить процесс под общественный контроль. "Профессия журналиста состоит в том, чтобы задавать власти вопросы, – говорил он после венецианской премьеры. – Это не является делом вредным или антипатриотичным, это дело жизненно необходимое, потому что без таких вопросов со стороны общества власть загнивает. Такие вопросы всегда опасны для журналиста – он вообще работает в зоне риска, особенно когда касается проблем гражданских прав. Вот и теперь: если эти идеи насчет национальной безопасности будут приняты к действию – значит, агенты ФРБ по любому поводу станут тайно штудировать ваши медицинские или кредитные карты. А у вас даже нет права узнать об этом. Это опасный шаг в опасном направлении. И я хотел своим фильмом напомнить о правах и обязанностях СМИ. Информация – это четвертая власть, и ее задача – контролировать три остальные. Ее обязанность – докопаться, к примеру, кто сотворил документ, согласно которому Саддам Хуссейн пытался купить уран. Теперь мы знаем, что это ложь, но кто за ней стоит? Когда я обнародовал свои взгляды на войну в Ираке, меня назвали предателем. Что ж, это их право. Я за то мою страну и люблю, что в ней есть свобода высказывать мнения. Но с пугающей регулярностью каждые тридцать лет мы пытаемся ограничить наши гражданские свободы. И всегда для этого используем массовые страхи. Я знаю две журналистские акции, которые повлияли на всю американскую историю. Это когда Уолтер Кронкайт, которому доверяла вся Америка, вернулся из Вьетнама и заявил, что эта война была ошибкой. И когда Эдвард Мурроу назвал МакКарти преступником. Кто станет третьим?" .
Фильм актуален и в более общем плане. "Болевой порог" общества сегодня еще более притупился. Потоки шоковой информации, льющейся с телеэкранов, делают нас нечувствительными к опасности, и наступает, похоже, эпоха безразличия. Люди привыкли к мысли, что от них ничего не зависит, и общественное мнение бездействует, оно перестает участвовать в судьбах мира. Это по-настоящему опасно.
Американский телеканал попытался разрулить политическую ситуацию в стране, и это ему удалось. Но мы знаем многие параллели из новейшей истории России, когда подобное заканчивалось противоположным результатом: журналистов сминали, выгоняли с волчьими билетами в карманах. Разгром телевидением государственной политики в США 50-х – реальный пример общественного мнения в действии. Пример, равного которому, увы, не может припомнить Россия.
Стоит порадоваться тому, что из всемирного сердцееда и дамского угодника Джорджа Клуни вырабатывается серьезный и самобытный режиссер, новых фильмов которого ждешь. Его природная элегантность естественным образом перетекла в его кинематограф, который при этом далек от гламурности. Энергичный по природе Клуни взбунтовался против общественной анемии, охватившей мир, и не просто напомнил людям об их ответственности перед будущим, но и попытался вернуть вкус к активным действиям.
Достаточно посмотреть, как красиво работают эти ребята там, в студиях мятежной телекомпании. Не фильм, а учебное пособие для наших телевизионных нарциссов – наука завоевания доверия миллионов.