Вполне удачное «криминальное чтиво» о плохих парнях, совершающих плохие поступки. Градус сопереживания во время просмотра стремится к нулю, но развлекает фильм отменно
Вполне удачное «криминальное чтиво» о плохих парнях, совершающих плохие поступки. Градус сопереживания во время просмотра стремится к нулю, но развлекает фильм отменно.
Несколько опытных грабителей пытаются закончить свою порочную связь с русско-еврейской мафией, которая крепко держит их на крючке. Но дело, которое должно было стать последним, влечет за собой еще одно – куда более опасное. При попытке подельников отказаться «суровые русские ребята» дают им понять, что выбора у них на самом деле нет, но чтобы провернуть задуманное, бандитам нужно будет отвлечь служителей закона чем-то серьезным. Например, убийством полицейского, которое случится одновременно с ограблением на другом конце города, оттянув на себя внимание всех местных копов.
Принято считать, что фильмы, которые выводят в центр событий отрицательных героев, обречены на провал – зритель должен сопереживать персонажам, а как это делать, когда тебе предлагают смотреть на то, как один плохой парень копает яму другому плохому парню, а третий плохой парень наблюдает за всем этим со стороны, дожидаясь возможности всадить победителю нож в спину? Это одна из причин, почему «Три девятки» были обречены в плане кассы – даже несмотря на то, что в главных ролях здесь занята целая россыпь востребованных, популярных и безусловно талантливых актеров, хотя бы просто окупить свой скромный бюджет в 28 миллионов долларов картине будет трудновато.
Тем не менее такие фильмы нередко проходят испытание временем и оседают в коллекциях киноманов, ценящих не слепое следование канонам, а попытки раздвинуть их границы, пусть для этого авторам и приходится гладить зрителя против шерсти. Тем более что Джон Хиллкоут сделал все, чтобы его герои получились максимально харизматичными – насколько это возможно при их поступках. Так, Аарон Пол и Норман Ридус после их ролей в сериалах «Во все тяжкие» и «Ходячие мертвецы» четко ассоциируются с грубыми, но обаятельными антигероями, а у Чиветеля Эджиофора и вовсе лицо праведника и мученика (а может, это след «12 лет рабства»?), плюс его герой впутался во все эти дела из-за малолетнего сына – и этого хватает, чтобы какое-то время «глотать» даже брутальности, которые творят подельники.
К слову, этих самых брутальностей в «Трех девятках» достаточно – поначалу может показаться, что перед нами стандартные «хорошие плохие» ребята, которые, конечно, нарушают закон, но на самом деле белые и пушистые. Таких любят выводить в главные герои в голливудском жанровом кино, но по ходу дела постановщик Джон Хиллкоут уверенно стирает нимбы над их головами. Это жесткие и жестокие люди, которые, конечно, держатся друг за друга, но исключительно потому, что так безопаснее. Обстановку накаляет и тот факт, что группировка на самом деле состоит из двух команд – троице изначальных героев приходится привлечь в команду двух подельников «со стороны», когда становится ясно, что своими силами им ограбление не потянуть, и по мере того, как ситуация «подгорает», накаляются и отношения между ними.
Джон Хиллкоут – прекрасный режиссер, снявший замечательную «Дорогу» и очень достойный «Самый пьяный округ», но при просмотре «Трех девяток» не покидает ощущение, что смотришь новый фильм Дэвида Эйра. Сценарист и режиссер, собаку съевший на мрачных историях о продажных копах и «серьезных ребятах» в целом, сейчас переключился на немного другое кино (все помнят его «Ярость»?), так что Хиллкоут вписывается в освободившуюся нишу – надо отдать ему должное, очень красиво, с полным погружением в мир (прекрасна сцена полицейского штурма бандитского логова) и во многом даже элегантнее, чем это делал когда-то сам Эйр.
Правда, заслуга это не только Хиллкоута – ему помогают и крепкий сценарий, виляющий каждые пять-десять минут, и прекрасные актеры, которые высасывают из своих персонажей без прошлого и будущего все возможное. Мы не знаем о них ничего, но каждая фигура в разыгрываемой на экране шахматной партии предстает уникальной, яркой личностью, будь то непутевый дебошир-наркоман Аарона Пола, скользкий коррумпированный криминалист Клифтон Коллинз-младший или молчаливый коп-идеалист, не расстающийся с жвачкой, в исполнении Кейси Аффлека. Не повезло фильму только с женскими образами – и Галь Гадот, и Тереза Палмер здесь лишь в качестве красивой мебели, разве что только откровенно отрывается в роли ледяной стервы Кейт Уинслет, кажется, слегка подуставшая от чопорного академичного кино.
Да, кто-то может сказать, что «Трем девяткам» не хватает глубины и разнообразия – в первую очередь это классический «потбойлер», бульварное чтиво, где во главе угла стоит криминальная интрига, из которой каленым железом вытравили все намеки на романтику, психологизм и «человеческую драму». Но кто сказал, что это плохо? Иногда именно такое кино и хочется посмотреть после длинного трудового дня – сфокусированное на чем-то одном, зато острое, как бритва.
С 3 марта в кино.