К чему приводят амбиции мужчин, слишком много думающих о Римской империи.
Привычный нам мир разрушили атомные войны, большинство цивилизаций было уничтожено, человечество откатилось к племенному образу существования. В Австралии посреди континента чудом выжило поселение «Зеленые земли», где люди живут мирно, а во главе коммуны стоят женщины: там среди зеленых лесов выращивают персики и другие культуры. Фуриоса (Алила Браун) выросла в этом раю посреди пустынь, но из-за детской неусидчивости попала в плен к лидеру культа и военачальнику Дементусу (Крис Хемсворт), разъезжающему на римской колеснице из трех мотоциклов. Девочку попыталась спасти ее мать, но в итоге погибла от рук тирана: перед смертью женщина отдала дочери косточку персика и попросила сохранить дорогое им убежище.
Годы идут, Дементус хочет расширить власть, а потому со своим отрядом кочевников бросает вызов Несмертному Джо (Лейчи Халм), такому же главе секты и правителю горного города Цитадели, имеющего доступ к чистой воде. Конфликт кончается тем, что Дементус захватывает производящий топливо завод-крепость Гастаун и на переговорах выторговывает поставки продуктов у Джо, обещая в обмен не нападать и отдать ему пленницу Фуриосу (Аня Тейлор-Джой). С этого момента девочка живет в Цитадели, не забывая о мести Дементусу и мечте вернуться домой.
Если оценить списки самых ожидаемых блокбастеров 2024-го, то многие окажутся сиквелами уже известных франшиз. Чаще всего желание продолжить уже успешный проект превращается в паразитирование и попытку скормить ту же самую историю зрителю в очередной раз (наглядный пример — франшиза «Мир Юрского периода»). Постапокалиптический экшен «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» тоже мог бы стать жертвой сценарной импотенции и алчности голливудских боссов, если бы не талант режиссера Джорджа Миллера. Если его оригинальная трилогия «Безумный Макс» (1979-1985) отражала страхи людей перед холодной войной и панику из-за топливных кризисов 70-х годов, то квадриквел «Безумный Макс: Дорога ярости» развернул картину в сторону профеминистской оптики, сделав военачальницу Фуриосу (Шарлиз Терон) вторым главным персонажем. Смена оптики — важный эволюционный шаг для жанра постапокалипсиса, где обычно доминируют сверхмаскулинные качки. В «Дороге ярости» Миллер издевается над культом мужественности, противопоставляя порядок дряхлого старика Несмертного Джо, чье разлагающееся тело требует постоянной заботы, и молодой Фуриосы, верящей в мир без ненужных кровопролитий.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — это спин-офф и сюжетный приквел предыдущей части, расширяющий лор мира франшизы и возвышающий пафос действия до уровня крушения и воскрешения цивилизаций. Историю о лидерах-самодурах и попытке одного человека противостоять жестокой системе Джордж Миллер нанизывает на композицию древнегреческих поэм (например, «Илиады» Гомера). Почти все события имеют полное зеркальное отражение: то, что происходит в самом начале, повторится в финале, но уже с другим смыслом. Красивую структуру сюжета обрамляет рычащий моторами экшен, где куски мозгов летят в объектив камеры, а машины перемалываются в железное месиво. До миллисекунд выверенный монтаж, четкое звуковое и визуальное решение поддерживают на плаву динамику и показывают чувство вкуса у режиссера, осознание эстетики собственного произведения.
Через красоту и грязь кровопролитий, где бедняки собирают опарыши с трупов и потом их едят, Джордж Миллер рассуждает о стремлении человечества к саморазрушению и восстановлению. У правителей городов в мире «Безумного Макса» есть власть и ресурсы для обеспечения нормального существования людей, но вместо этого они думают об имперском величии и стараются как можно дольше оттянуть свою кончину. Украденная из «Зеленых земель» Фуриоса становится символом восстановления и надежды, она раз за разом поднимается после ударов судьбы, чтобы дать новый бой. Секрет такой стойкости кроется в глубокой вере, что даже в самые темные времена надо помнить о другой, светлой жизни, которой можно достичь, посадив семя добра в оскверненную злом почву.