Отчасти клюквенный, но все равно интригующий и захватывающий первый сезон сериала о советских шпионах в Вашингтоне
Америка 1980-х. Филипп (Мэттью Рис) и Элизабет (Кери Расселл) Дженнингс – обычная семья из среднего класса с двумя детьми и собственным туристическим бизнесом. На первый, второй и третий взгляд. Но если посмотреть на них под лупой, они окажутся тайными агентами КГБ, которые вот уже много лет подрывают американскую безопасность. Когда Надя и Миша приехали в Штаты, семейная жизнь была для них лишь частью прикрытия. Теперь, однако, они чувствуют друг к другу искреннюю симпатию, почти любовь, и сильные чувства усложняют их работу. Равно как и то, что по соседству с ними поселился агент ФБР Стэн Бимен (Ной Эммерих), который служит в контрразведке и охотится на шпионов-«нелегалов».
В России первый сезон «Американцев» смотрится совсем не так, как на Западе. Мы смеемся над «клюквенными» ошибками в костюмах и декорациях, негодуем по поводу перевирания советских законов нелегальной работы (агентам, например, не могли приказать завести детей), морщимся, когда персонажи говорят по-русски с чудовищным акцентом, и болеем не за тех героев, за которых болеют американцы. Казалось бы, в России у нового хита кабельного канала FX нет ни единого шанса.
Однако это не так. Во-первых, клюквы в «Американцах» меньше, чем ее обычно бывает в западных фильмах и сериалах, тесно связанных с Россией. И некоторые актеры шоу, у которых много русских реплик, вполне прилично говорят на нашем языке. Во-вторых, придумал этот сериал бывший агент ЦРУ Джо Вайзберг, и потому «Американцы» проникнуты уважением к «приличным» противникам США – светским, рациональным, уважающим правила шпионской игры. Если в 1980-х мы казались Америке воплощением зла, то теперь цэрэушники с ностальгией вспоминают эпоху, когда их главными соперниками были советские агенты, а не мутные мусульманские фанатики. В-третьих, это не ура-патриотическое шоу о триумфе правых над виноватыми. Подобно «Клану Сопрано» и многим другим сериалам об антигероях, «Американцы» не судят своих персонажей, а пристально всматриваются в их души. И это делает сериал равно интересным по обе стороны океана. Пожалуй, для нас он даже интереснее. Ведь о наших нелегалах в Америке в СССР кино не снимали. И сейчас не снимают. А тема-то богатая!
Как и положено советским шпионам, Филипп и Элизабет добывают секретные материалы, работают с «источниками», прослушивают политиков, дискредитируют диссидентов, проводят операции прикрытия и убивают тех, кто этого заслуживает (или тех, кто оказался в неудачное время в неудачном месте). Все это довольно занимательно и не всегда «разговорно» – в шоу немало экшена в исполнении обоих героев (кто знал, что героиня трагикомедии «Официантка» Кери Расселл может быть убедительным Брюсом Ли!). Однако суть сериала не в погонях, драках и переодеваниях, а в том, как шпионская жизнь влияет на людей. Как жить, если даже во сне не говоришь на родном языке? Как хранить верность жене, если работа требует секса с «источниками»? Как растить детей, если не можешь им рассказать, где родился? Как попеременно играть десятки ролей и оставаться самим собой? И кто этот «я сам» – еще русский или уже американец?
С каждой новой серией главные герои и те, кто на них охотится, все глубже погружаются в море дилемм и интриг, и следить за этим – одно удовольствие. Особенно когда, как в старом советском анекдоте, хочется кричать героям: «Родненькие, держитесь до последнего!»