Очередная попытка препарировать семейные ценности американского общества обернулась неожиданно глубокой картиной с великолепными актерскими работами
Нью-йоркский адвокат Хэнк Палмер – настоящий мастер своего дела: ему удается вытащить своих клиентов из самых безнадежных ситуаций умелой манипуляцией фактами и психологией суда и присяжных. Общение с негодяями всех мастей сделало из Хэнка циника высшей пробы, такого, что его даже родные и близкие не особенно желают видеть. И все-таки Хэнк отправляется на свою родину в небольшой городок в центре Индианы на похороны матери. Без особенной радости встреченный семьей Палмер уже собирается вернуться в Большое яблоко, как вдруг его отец, местный судья, оказывается под подозрением в умышленном убийстве. Хэнк берется защищать человека, с которым не общался уже 20 лет, но его столичные пижонские штучки в провинции не работают. Чтобы не допустить обвинительного приговора, Палмерам нужно понять и простить друг друга.
Сможете ли вы с наскока вспомнить драматические роли Роберта Дауни-младшего, сыгранные им после фантастического камбэка из мира алкоголя и наркотиков? Скромное появление в «Доброй ночи и удачи»? Нервный репортер «Зодиака»? Печальная мелодия «Солиста»? Дауни в последнее время ассоциируется исключительно с развлекательным кино – Железный человек и Шерлок Холмс, кажется, поглотили его без остатка. К счастью, это не так. «Судья» – демонстрация того, что Роберт сохранил способность играть на нервах не только инопланетных захватчиков, злодейских гениев или лондонской уличной шпаны. Он может и умеет быть другим.
Как бы ни выглядели обычным делом шатания постановщиков из жанра в жанр, к драме, снимаемой заправским комедиографом, все равно относишься с подозрением. Автор «Шанхайских рыцарей», «Незваных гостей» и «Хочу как ты» берется за исследование семейных отношений, густо замешанных на социальном статусе? Из этого вполне мог получиться пустячок, рассчитанный на пару скромных фестивалей, не прояви к проекту интерес сразу несколько влиятельных персон, способных и в одиночку творить чудеса, а уж компанией… Сценарий от автора «Гран Торино» Ника Шенка, за камерой верный спутник всех успехов Стивена Спилберга Януш Камински, в кадре Дауни-младший, Роберт Дювалл, Билли Боб Торнтон, Винсент Д'Онофрио, Вера Фармига – любое из этих имен достойно красоваться на самом видном месте постера. Оставалось лишь правильно расставить акценты и распределить обязанности, с чем постановщик Дэвид Добкин и справился на отлично.
В первую очередь стоит отметить феноменальный сценарий. Длящийся почти два с половиной часа фильм держит в напряжении каждую минуту – события в нем развиваются сразу в нескольких направлениях, и, как принято нынче в Голливуде, за сюжетом процедурала прячется нечто гораздо большее. Вначале кажется, что картина расскажет о своеобразном противостоянии города и деревни – успешный адвокат из Сити возвращается в свой городок на три улицы и понимает, что здесь работают совсем другие законы и правила, нежели в той жизни, к какой привык он. Потом лента вроде бы оборачивается философскими вопросами о том, что мы хотим оставить после себя, какими желаем запомниться близким и миру и что готовы сделать для этого наследия. Наконец, никуда не деться от скелетов в шкафу – семья по-прежнему остается ахиллесовой пятой Америки. Воспитание детей, верность и измена, требовательность и податливость, наказание и поощрение – за дверями простого американского дома творятся иной раз такие страсти, что их демонстрация способна шокировать, довести до слез или очаровать.
Очаровывать лучше всего получается у ведущих актеров. Дауни, хоть и прибегает время от времени к своему фирменному позерству, нет-нет да и блеснет слезой в уголке глаз. Его герой способен на эмоциональные поступки, он хоть и прячет чувства глубоко внутри, дает им иногда трогательно вырваться. Фантастическую роль исполнил Роберт Дювалл – человек огромного влияния, авторитета, уважения, привыкший повелевать и распоряжаться жизнями и свободой, вдруг оказывается обезоружен, ослеплен непониманием, обездвижен условностями и старыми обидами. Так показать слабость, уязвимость и угасание, чтобы сочувствие зрителя стало искренним, нужно уметь, и мало кто может справиться с подобной ролью, помимо Дювалла. А ведь вокруг этой пары еще фигурируют соблазнительница Фармига, непреклонный Торнтон и безвольный Д’Онофрио. Наблюдать за каждым – удовольствие, слушать перепалки – наслаждение, переживать – радость.
Пожалуй, единственный бросающийся в глаза недостаток картины – ее излишняя сентиментальность. В какой-то момент авторам будто бы кажется, что драму они замесили недостаточно красочную, и тогда в котел отправляются дополнительные ингредиенты, слабо дополняющие общую вкусовую картину, но существенно наращивающие хронометраж. Не таким уж обязательным был эпизод с дочерью героини Фармиги, в никуда ушла линия с аварией, картонными остались некоторые третьестепенные персонажи.
А впрочем, в этом, наверное, прелесть жизни – мы никогда не знаем, что будет значимым, а что растворится без остатка, какие наши поступки наложат отпечаток на близких, а какие уйдут, как вода в песок. Герои «Судьи» встречаются лишь через двадцать лет после размолвки, чтобы снова стать семьей. Жестокий приговор, но жизнь вообще самый жестокий судья.