Редко встречается кино, о просмотре которого хочется сразу забыть, но подобное «новогоднее кинопоздравление» под бой курантов нужно запивать не бокалом шампанского, а стаканом водки
Редко встречается кино, о просмотре которого хочется сразу забыть, но подобное «новогоднее кинопоздравление» под бой курантов нужно запивать не бокалом шампанского, а стаканом водки.
Семилетняя Света Орлова хочет получить на Новый год большую куклу, но события в семье заставляют девочку отказаться от материальных притязаний и задуматься о неосязаемом. Дело в том, что ее папа – известный бизнесмен – нашел себе тетю Олю и уезжает с ней в Америку на праздники, в то время как мама убивается, причитая о потраченных лучших годах. Ожидая решения судебного заседания о разводе, Света знакомится с Дедом Морозом, под личиной которого скрывается аферист Мышкин, и тот обещает девочке исполнить ее желание о вновь помирившейся семье в обмен на организацию побега…
Новогодний кинотеатральный прокат – это настолько жирный кусок годового денежного пирога, что хотя бы маленькую крошечку от него оттяпать мечтает любой продюсер. И не важно, что ты снимаешь – боевик или комедию, праздничный водевиль или убойный экшен, звездную солянку или выставку дебютантов-доходяг, – выйти в прокат декабре-январе является главной темой творчества. А уж что там получилось в кадре, порой и беспокоиться не надо – зритель все сожрет между шампанским и оливье. В этом году, по странной случайности, в отсутствие новых «Елок» и «Мам» собственно новогодних фильмов в праздничную пору зрителей ожидает всего два, и первый из них – «SOS, Дед Мороз, или Все сбудется!» – в прокат выходит за три недели до 1 января. К чему такая спешка? Просмотр фильма делает ответ очевидным: «SOS» до праздника лучше забыть, как страшный сон.
В самых общих чертах состав ингредиентов семейной новогодней комедии прост: немного любви или хотя бы влюбленности, неожиданные встречи и сюрпризы, легкие размолвки, щепотка юмора и обязательное чудо. Ну, и без старика в красном тулупе никак нельзя обойтись. В «SOS» все это есть, но ужас заключается в том, что буквально каждый герой, каждая черта, каждое событие в нем фальшивы от первого кадра до последнего. Это не искусственная елка с дешевыми китайскими шариками, это целый елочный базар с китайской барахолкой, от которых разит пластиком, моющим средством и затхлостью склада.
Начнем с самого главного. Главной движущей силой сюжета, главным предметом чуда в фильме является стремление склеить разбитую чашку семьи Орловых. Но, увы, в последнее время даже сказки отдают себе отчет в том, что два раза не умрешь, а пара, в которой измена стала очевидной, вряд ли когда-то снова станет счастливой. Безусловно, ради ребенка родители какое-то время смогут потерпеть друг друга, но, глядя на героев Белого и Бабенко, в их счастье веришь с трудом – финальный «поцелуй» красноречивее любого «жили они долго и счастливо».
Не менее спорной выглядит и линия с мошенником-альтруистом Мышкиным. Конечно, поиграть в Робин Гуда-Деточкина, грабить богатых и раздавать бедным всем хочется, но при этом желательно быть хоть сколько-то приличным человеком. Мышкин не выглядит приличным ни разу, весь его путь от начала к финалу – это вранье, обман и мошенничество. Нет, это даже не новый Остап Бендер, для персонажа Ильфа и Петрова герой Михаила Беспалова недостаточно умен, совсем не харизматичен и на порядок менее изобретателен. Это обыкновенный Иванушка-дурачок, верить в добрые помыслы и удачливость которого может только маленькая девочка. К девочке, кстати, претензии тоже имеются, поскольку и она далеко не ангел – ворует ключи и кошельки, помогает сбегать вору, врет отцу и матери. Зрителям, пришедшим на сеанс с детьми, впору своим чадам прикрывать глаза и уши, когда в кадр входит Софья Спектор. Лучше пусть на поцелуи смотрят.
Но и всего этого криминального бэкграунда авторам показалось недостаточно, и для придания своему новогоднему блюду специй они пустились в откровенный расизм и национализм. Можно принять определенные правила игры в отношении шутки про еврея-ювелира, но насмехаться над акцентом таксиста, а тем паче откровенно издеваться над китайцем-полицейским – это как-то слишком даже для самого откровенного китча и стеба. Это тем более неприятно видеть в картине Армана Геворгяна, которому наверняка приходилось слышать в свой адрес уколы с националистическим подтекстом. Да и «деревенскому дурачью» от авторов досталось смачно, московский снобизм во всей своей красе. С такого рода юмором вообще стоит быть осторожнее, а в случае, когда коверкание фамилии Пушкин является верхом местного петросянства, рассчитывать на народную любовь и вовсе не стоит.
Такая вот несвежая нарезка из заветренного и начинающего тухнуть продукта второй свежести не позволяет сосредоточиться на сюжете. Понятно, что мама и папа должны встретиться, но зачем в сюжет добавлена линия с радиоведущими и слоном-аниматором, кроме как растянуть хронометраж, откровенно непонятно. Ну да чего уж требовать от кино, которое в открытую дважды демонстрирует зрителям главную свою скрепу: «Нужна формула, при которой счастливы будут все», а потом прямолинейно к ее реализации следует – лишь бы всех соединить и порадовать под салютом на Красной площади.
Кстати, о Красной площади. «Неужели в фильме совсем нет ничего хорошего?» – спросите вы. Есть. Ровно две вещи. Во-первых, музыкальный ряд, состоящий из советских хитов от хилевского «Трололо» до «А снег идет» Майи Кристалинской, всегда прекрасно укладывающихся на виды новогоднего города. А во-вторых, великолепные, волшебные просто виды Москвы с высоты птичьего полета, выполненные с эффектом тилтшифт и придающие столице облик сказочного игрушечного городка. Такую Москву не любить невозможно, а то, что она населена «мышкиными, шишкиными, кочерыжкиными», так это только на Новый год случается. Да и то лишь в плохом кино.
С 10 декабря в кино.