"Город Эмбер: побег", история бегства из удивительного подземного города, одновременно напоминает Клайва Баркера, Тима Бертона и закопанный в землю "секретик".
Когда злые люди перестанут доить сны из потерянных детей, ядерные бункеры разрастутся до размеров целого города, а темные начала будут ползать по подземным коридорам и зловеще хрюкать, – тогда вы поймете, что попали в город Эмбер. Он слегка похож на "Абарат" Клайва Баркера, в котором началось веерное отключение электричества. Или на Подземье Нила Геймана, живущее по утерянной инструкции. Или на кошмар Индианы Джонса, впавшего в детство: тихое угасающее место, где надо вслушиваться в лязг древних механизмов и угадывать, в каком коридоре – спасение.
Город Эмбер (в переводе – "тлеющие угольки") был построен Создателями глубоко под землей, чтобы горстка людей смогла пережить катастрофу и через 200 лет выйти на поверхность опустевшей планеты. В городе есть все для жизни: запасы консервов, милый мэр, лампочки, усеявшие потолок как звезды. Эмбер получает энергию от генератора, тоже спроектированного Создателями. Но инструкция о том, как выбраться на свет, утеряна, и дети подземелья даже не знают, что они тут подзадержались. Генератор начинает барахлить, трубы прогнили, свет часто отключается, продуктов становится все меньше – налицо кризис, но жители не унывают, а мэр говорит правильные слова про счастливое будущее. Только девочка Лина и ее друг Дун понимают, что генератор вот-вот совсем откажет, и необходимо срочно искать выход из города. Но мэр никого никуда не собирается отпускать.
Сага Джинн Дюпро чудесным образом скрещивает антиутопию, страх перед ядерной зимой, простенький квест и детскую уверенность в том, что мир гораздо, гораздо больше, чем кажется скучным взрослым. Режиссер Гил Кинан сделал очень правильный ход: он не стал латать несуразности сюжета, дырявого и ржавого, как трубы в Эмбере. Нет, он оживил атмосферу города, превратив переплетение труб в идеальное детское убежище и населив этот город выросшими потерянными детьми. Билл Мюррей, мэр, – обжора и дурак. Мартин Ландау, сантехник – сонный отличник. Тим Роббинс, изобретатель – испуганный Знайка. И лишь подростки здесь способны действовать "по-взрослому": не по законам предыдущих поколений, а по истинной инструкции Создателей. Кстати о поколениях: номинантка на "Оскар" Сорша Ронан, похоже, скоро сметет с экранов всех скарлеттйоханнсенов и кирстенданстов.
Режиссеру не хватило чуть-чуть безумия, чтобы получились Жене с Каро, но и к тупой экранизации квеста он не скатился. Главное в "Эмбере" – пропущенные буквы в инструкции, неожиданные, почти тим-бертоновские искривления пространства. Возникший ниоткуда гигантский мохнатый мотылек. "Голоса" со старого автоответчика – вместо колыбельной. Квартира, в которой ко всем предметам тянутся разноцветные шерстяные нитки (синяя приводит к маленькой девочке Поппи). Здесь действуют детские законы природы и человеческого общежития, здесь лампочки не перегорают по двести лет, все доверяют друг другу, а если долго съезжать по водопадам, вниз, вниз, – в конце концов оказываешься высоко-высоко над тем местом, откуда выбирался.
И тогда город Эмбер превращается в детский "секретик" – золотистую обертку от конфеты, прикрытую стеклышком и закопанную в землю.