Сюжетно слабый, но восхитительно нарисованный и анимированный сказочный французский мультфильм о мире, где Солнце и Луну можно украсть
В мире, где живут персонажи мультфильма, Солнце и Луна – не далекие и гигантские небесные светила, а маленькие летающие штуковины. Они вращаются вокруг Земли, потому что, как воздушные шарики, прицеплены к двум огромным животным, обходящим планету в течение дня. Одним из этих животных управляет Хранитель Солнца, а другим – Хранитель Луны. Когда пожилые Хранители уходят на покой и выбирают своих преемников, новыми «погонщиками» становятся давно к этому готовившийся самоуверенный «живой камень» Сохон и никак не ожидавший такой чести скромный ночной фавн Мьюн. Из-за неопытности героев их первая вахта заканчивается катастрофой, и в суматохе прихвостни злодея Некроса похищают Солнце и забирают его в подземный мир. Делать нечего – Сохон и Мьюн отправляются спасать дневное светило. Вместе с ними в поход увязывается восковая девушка-свечка Глим, лучший знаток древних преданий о подводных и подземных опасностях.
Рассказывая о новом французском мультфильме, прокатчики «Хранителя Луны» первым делом с гордостью перечисляют его создателей: режиссер Александр Эбоян (ведущий аниматор «Кунг-фу панды» и «Монстров против пришельцев»), художественный руководитель Глен Кин (бывший ведущий диснеевский мультипликатор и режиссер-аниматор «Рапунцель: Запутанная история»), художник-постановщик Орельен Предаль («9», «Гадкий я»), дизайнер персонажей Николя Марле («Кунг-фу панда», «Мадагаскар», «Как приручить дракона»), ведущий аниматор Себастьен Брюно («Монстры на каникулах»), ведущий технолог компьютерной анимации Хидеката Ёсуми («Рапунцель: Запутанная история»)…
Список действительно впечатляющий (слава глобализации, позволяющей талантливым творцам работать в разных странах!), и мультфильм в первых же кадрах демонстрирует, что его авторы не даром ели круассаны. «Хранитель Луны» – это потрясающе красивое и визуально изобретательное полотно о причудливом мире, который ничуть не похож на привычные для нас сказочные истории. Каждый из персонажей картины и почти каждый из ее пейзажей – это маленькое или большое графическое открытие, и фильм оправдывает цену билета еще до того, как его сюжет в полной мере запускается, – за счет одних лишь восхитительных сцен, в которых «Хранитель» представляет его героев и объясняет законы, по которым живет их мир.
К сожалению, в тот момент, когда персонажи обнаруживают пропажу Солнца и устремляются на его поиски, картина начинает разочаровывать, и чем дальше, тем сильнее. Дело в том, что, в отличие от художников и аниматоров, работавших над картинкой ленты, сценаристы «Хранителя» внушительным резюме похвастаться не могут, и придуманная ими история не соответствует даже базовым требованиям к произведениям выбранного ими сказочно-приключенческого жанра.
Так, герои подобных историй должны преодолевать опасные испытания на пути к логову злодея, но на пути Мьюна, Сохона и Глим встречается лишь одно-единственное испытание, и они его не преодолевают. Оно просто заканчивается, поскольку оказывается недоразумением (на героев нападает сторожевое животное положительного персонажа). Требует жанр и того, чтобы главный герой героически победил злодея, рискуя жизнью и напрягая все свои силы (порой довольно скромные). «Хранитель» же по ходу действия наделяет Мьюна не просто суперсилой, а абсолютном оружием – герой может усыпить любое существо и полностью контролировать его сны. Фредди Крюгер умер бы от зависти, увидев, что творит Мьюн! И хотя Некрос громаден и могуч, бой с ним получается «избиением младенца», поскольку негодяю просто нечего противопоставить главному герою.
Правда, подвиги с риском для жизни в фильме все же есть. Но совершают их не Сохон и Мьюн, а второстепенные герои. Разве это годится? И уж точно никуда не годится внезапное наделение Мьюна сразу несколькими суперталантами. К концу фильма он и повелитель снов, и скульптор, и на арфе игрец (управление живым «храмом Луны» требует идеального музыкального слуха), и ни одна из этих способностей им не заслужена. Если Глим годами штудировала древние летописи, а Сохон долго учился метать гарпун (поймать улетающее Солнце – дело непростое!), то Мьюн просто всякий раз получает новую суперспособность, когда того требует сюжет. Традиционный сюжетный ляп «бог из машины» – мальчик в сравнении с тем, что устроили сценаристы «Хранителя».
К счастью, картина нарисована не для взрослых киноманов, а для маленьких детей, которые вряд ли будут придираться к сюжету ленты и к тому, что картина ставит наитие выше опыта и образования («Когда будет нужно, у тебя все само получится!»). Так что куда важнее, что у «Хранителя» роскошная графика, что он увлекателен и забавен (а иногда и вовсе уморителен) и что он стимулирует детское воображение, изображая мир, который больше нигде не увидеть.