Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Кто из вас выдаст меня: рецензия на фильм «Иуда и черный мессия»

Бойкий политический триллер о предательстве библейского масштаба и запоздалом раскаянии.

Добавить в закладки

Трейлер

1968 год. Мелкий аферист Мартин О’Нил (Лакит Стэнфилд) конфискует дорогие авто, прикрываясь поддельным жетоном ФБР. Счастье длится недолго: после очередного угона его ловят настоящие фэбээровцы. Мошеннику предлагают выбор: либо отсидеть шесть с половиной лет в тюрьме, либо стать двойным агентом и внедриться в чикагскую ячейку «Черных пантер». Цель — сеять хаос изнутри, сливать важную информацию и следить за харизматичным лидером партии, цитирующим Че и Мао Фрэдом Хэмптоном (Дэниэл Калуя), в котором спецслужбы видят «черного мессию». О’Нил, очевидно, соглашается на последнее, еще не догадываясь, что в итоге поможет спецслужбам в убийстве Хэмптона.

Дэниэл Калуя в роли Фреда Хамптона на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Дэниэл Калуя в роли Фреда Хамптона на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Шесть лет назад «Оскар» попал в неприятный расистский скандал, начавшийся из-за хэштега #oscarsowhite. Одна из его главных причин — отсутствие актерских и режиссерских номинаций вышедшей тогда драмы «Сельма» о мирных протестных акциях, организованных Мартином Лютером Кингом. Как раз с фильма Авы ДюВерней и хочется начать разговор об «Иуде и черном мессии»: нет, не о том, что за эти шесть лет изменился политический климат и теперь академики признают «черное» кино. Оба фильма — очевидные оскарбейты, «важные» байопики о том, как протестное движение 60-х резонирует с нашим временем и BLM. Однако если «Сельма» — это такой академичный и расчетливый байопик, который знает, когда выдавить у зрителя слезу, а когда заставить его возмущаться несправедливостью, то «ИИЧМ» — этакий оскарбейт эпохи пост-«Лунного света»: визионерское и экспрессивное «черное» кино, которое не боится рисковать и ошибаться.

Лакит Стэнфилд в роли Уильяма О Нила на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Лакит Стэнфилд в роли Мартин О’Нила на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Когда-то фильм питчинговали как смесь «Конформиста» и «Отступников», но итоговый результат скорее напоминает экранизацию жития святого — ни о каком политическом психологизме фильма Бертолуччи или волнения за судьбу двойного агента из триллера Скорсезе и речи не идет. Здесь все сильно упрощено: есть Хэмптон, блистательно сыгранный Калуя, который понимает, что харизматичный лидер в кино — это не только переигрывание во время выступления перед публикой. Молодой политик умудряется объединить латиноамериканских радикалов, криминальных афроамериканцев и реднеков города, попутно собирая деньги на бесплатные завтраки для малоимущих школьников. Противостоят ему обрюзгшие фэбээровцы, которые возмущаются из-за идей о равноправии, во всем видят пропаганду коммунизма и готовы любыми способами устранить баламута, угрожающего традиционным американским ценностям.

Дэниэл Калуя в роли Фреда Хамптона на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Дэниэл Калуя в роли Фреда Хамптона на кадре из фильма «Иуда и черный мессия»

Примитивная драматургия с противостоянием добра и зла выглядела бы нелепо в выдуманном фильме, но для байопика, подтвержденного историческими фактами и проводящего параллели с библейскими сюжетами, это более чем простительно. За эмоциональную глубину здесь отвечает оказавшийся меж двух огней О’Нил — самая интересная фигура в фильме: он вроде бы не чувствует угрызений совести из-за предательства и наслаждается деньгами ФБР, но в самый ответственный момент понимает глобальные последствия поступка для афроамериканского сообщества.

В воздухе, понятное дело, висит главный вопрос: насколько это вообще интересно смотреть обычному российскому зрителю, которого не волнует наследие Хэмптона и который по синопсису наперед знает, чем все закончится. Даже если отбросить идейную сторону фильма — будь то предательство своего народа, концепт жертвенности или абсолютно дикая и нелегитимная политика ФБР, — «Иуда и черный мессия» смотрится как динамично поставленный политический триллер, у которого больше общего с представителями жанра из 70-х годов, чем с современными боевиками. В конце концов фильм хорошо работает как напоминание о том, что делает власть с особо крикливыми и неугодными политиками, — злободневная, кажется, тема.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?