Порядком опошленное слово "культовый" к Караксу подходит как нельзя лучше - его ни с кем нельзя спутать, в каждой картине он создает свой мир, заканчивающийся с последним титром, он ни на кого не ориентируется. Проще говоря, он абсолютно одинок. Все, кто смотрел Каракса, согласны ждать его следующего фильма столько, сколько потребуется режиссеру.
Демонстрация картины "Пола Х" Леоса Каракса на внеконкурсном показе Московского фестиваля задержалась на полчаса – не было переводчика. Никто не уходил – народ ругался, смеялся, предлагал пустить картину без перевода, но все сидели и ждали, потому что очередного фильма Каракса (последним был "Любовники с Понт-Неф") ждали дольше – восемь лет. Приличное количество народа ушло во время просмотра, бормоча под нос недоуменные проклятия. На Каннском фестивале картина тоже не пришлась.
Порядком опошленное слово "культовый" к Караксу подходит как нельзя лучше – его ни с кем нельзя спутать, в каждой картине он создает свой мир, заканчивающийся с последним титром, он ни на кого не ориентируется. Проще говоря, он абсолютно одинок. Все, кто смотрел Каракса, согласны ждать его следующего фильма столько, сколько потребуется режиссеру. И те, кто ушел с "Полы Х", тоже согласны ждать, разумеется.
Однажды отчаяние и страсть закроют тебе глаза, возьмут тебя за руку, поведут по ветреному Парижу. Где ты очнешься – на площади Согласия, в одиночестве? В сутолоке бульвара Сен-Мишель? В Латинском квартале, под ярким падающим снегом?
Ты учил топографию Парижа сначала по Хемингуэю и Годару, потом по Кортасару и Караксу, пробираясь с моста Дез-Ар на мост Понт-Неф, путая повороты, спускаясь в бессоновскую подземку, выходя за незнакомкой на первой попавшейся станции. Ты подсаживался в такси к Джармушу, думал о последнем танго, садился за столик в кафе на площади. Ты читал этот город, ты смотрел его медленное кино, он рассказывал тебе свою историю, твою историю. Действующие лица в ней всегда одни и те же: Он, Она, Любовь, Смерть.
Леос Каракс – это анаграмма имени Алекса Оскара Дюпона. Разные справочники дают о нем противоречивые сведения. Некоторые утверждают, что Алекс родился в 1960 году, другие – что в 1961-м. Некоторые говорят, что фамилия его – Дюпон, другие – что Карон. Некоторые доказывают, что он долгое время страдал от страшной болезни желудка, которая потом чудом прошла, другие – что он злоупотреблял наркотиками и от этого чуть не умер. Легко придумывать ему биографию: считается, что главный герой любой его картины – двойник самого режиссера. В первых трех его фильмах – "Парень встречает девушку", "Дурная кровь" и "Любовники с Понт-Неф" – героя играл один и тот же актер, Дени Лаван, ровесник Каракса. И звали героя так же, как и режиссера, Алекс.
Все перепутано, перемешано, как даты в справочниках, как буквы в анаграммах. Алекс Оскар, будущий Леос Каракс, – полуфранцуз, полуамериканец. Ребенком он, как и герой "Дурной крови", подолгу молчал. Возможно, с этого молчания для него и началось кино – немое кино. Оно оказалось открытием, спасением, целым миром. В черно-белых фильмах Гриффита и Видора тоже молчали, точнее, говорили, но так, что слов не было слышно – только жесты, только эмоции. А чувства в немом кино были и вовсе запредельными, гораздо сильнее, чем в этой цветной, сумбурной, громкой жизни. Не зря первый свой полнометражный фильм Каракс сделает черно-белым. А паузы во всех его фильмах будут мучительно долгими.
В детстве он молча смотрел на этот нелепый мир. Потом переставил местами буквы в своем имени и начал снимать о себе кино.
После выхода первого полнометражного фильма Леоса, "Парень встречает девушку", пресса назовет двадцатитрехлетнего Каракса гением, его номинируют на премию "Сезар". Он ее не получит. Так будет и впредь: "Любовники…" не получат награду BAFTA в 1991-м, "Пола Х" провалится в Канне в 1999-м.
Но это позже, а пока Леосу двадцать лет, он живет в Париже, снимает кино, он сумрачен и "жрет что попало". Блинчики с сыром и ветчиной, "блюдо дня", чашка кофе в кафе на углу. Он вспомнит эту бесконечную жратву, когда у него начнутся дикие боли в желудке, "бетон в животе", и ни один врач ему не поможет, лишь опиум сможет дать передышку, ненадолго избавляя от боли. Та же болезнь будет у героя "Дурной крови".
После фильма "Парень встречает девушку" актера Дени Лавана назовут братом Леоса. Через много лет то же самое будут говорить о Гийоме Депардье, сыгравшем в "Поле Х", четвертом и пока последнем фильме Каракса. Да и сам Депардье-младший признается: "Мы с Леосом – братья по боли".
Двойники любимых и знакомых Каракса бродят из одного его фильма в другой. Ганс, наставник Алекса, распространяющий наркотики. Доктор Детуш, к которому уходит возлюбленная героя. (Детуш – это настоящее имя одного из любимых писателей Леоса, Луи-Фердинанда Селина, автора "Путешествия на край ночи".) И женщины. Женщины Леоса Каракса.
Свой первый фильм, незаконченную короткометражку, Каракс начал делать лишь для того, чтобы снять в главной роли девушку, в которую был тогда влюблен. С тех пор он снимал женщин, с которыми спал: во время съемок фильма "Парень встречает девушку" Каракс жил с Мирей Перье, исполнявшей в "Парне…" главную роль. "Дурная кровь" и "Любовники…" – история безумной любви Леоса и Жюльетт Бинош. Но Мирей Перье появляется и в "Дурной крови". Эпизод, в котором она участвует, занимает минуту экранного времени, но это один из самых удивительных моментов фильма. Мать и ребенок, только научившийся ходить, идут по улице. Мать (ее играет Мирей) заворачивает за угол, замирает в ожидании, а вместо ребенка из-за угла появляется Алекс и на нетвердых ногах бредет к ней. Малыш семенит за ним.
Неуклюжий ребенок, Леос Каракс никогда не объяснял значения тех или иных кадров в своих фильмах. Но такие вещи и не требуют объяснений. Как объяснишь любовь?
С Жюльетт Бинош Леос прожил несколько лет, снял ее в двух своих фильмах. Но после съемок "Любовников…" Каракс сказал, что больше он не будет снимать ни Лавана, ни Бинош. Отношения с Жюльетт закончились, закончился кусок жизни.
С кем, как живет Каракс – об этом зрители узнают только из его фильмов. У героя "Полы Х" две женщины. Одна почти жена. Другая почти сестра. Катя Голубева, русская актриса, которая в детстве снималась в советском фильме "Граждане Вселенной", играет в "Поле Х" Изабель, сестру-любовницу Пьера. Кого она играет в жизни Леоса? Он не расскажет. "Работать с ним – это как полет в небе. И неважно, голубое небо или пасмурное, – для меня это прекрасно", – говорит Катя.
Все фильмы Каракса – о любви. Если бы он, как и собирался, дал своей трилогии общее название, это было бы, наверное, что-нибудь удивительно пошлое. Например, "Любовь мужчины и женщины". Черно-белая нежность в фильме "Парень встречает девушку", безумная любовь-без-секса в "Дурной крови", счастливая и яростная страсть в "Любовниках…".
"Любовников…" Каракс отказался смотреть после завершения монтажа. "Я посмотрю этот фильм не раньше, чем года через два-три… и это будет единственным моим фильмом, который я, может быть, пересмотрю еще раз через двадцать-тридцать лет".
"Теперь меня интересует молодость вещей, а не молодость лет", – вот о чем он говорит в своих фильмах. Его сравнивают с Годаром, с Бертолуччи, но его кино более яростное. "Анна, как ты думаешь, бывает любовь, которая вспыхивает мгновенно и длится вечно?" – спрашивает в "Дурной крови" Алекс. Конец трилогии Каракса оказался счастливым: Алекс, умерший в "Дурной крови", находит свою возлюбленную в "Любовниках…". Завидное послесмертие.
В "Поле Х" любовь – наваждение, болезнь. "Любят всегда или слишком много, или недостаточно", – говорит Катрин Денев, играющая в фильме роль матери Пьера. "Пола Х" – это вовсе не имя девушки. Это первые буквы французского названия романа Мелвилла: "Пьер, или Двусмысленности". А "Х" – это десятый вариант сценария. Каракс снова развлекается, играет с буквами, со словами, сам с собой. Герой фильма – писатель, пытающийся найти высшую правду. Но ему это оказывается не под силу. Если Пьер – очередной двойник Каракса, то в жизни Леоса, видимо, наступил страшный период.
Почему Каракс молчал восемь лет после фильма "Любовники с Понт-Неф"? Какой путь он проделал, прежде чем начать работу над "Полой Х"? На этот вопрос он отвечает коротко: "Путь в ад".
Отголоски этого ада можно увидеть в его последнем фильме. Путь земной пройдя до половины, герой романа Мелвилла, по которому Каракс поставил свою "Полу Х", оказывается в сумрачном лесу. И чем дальше, тем сумрачнее становится лес, тем безысходнее жизнь, тем неизбежнее финал. Да, критики правы: Каракс делает всю жизнь один и тот же фильм. Это одна и та же частная жизнь, рваные мысли, страхи. Вот только с каждым фильмом герой (или сам Каракс?) проходит чуть дальше, падает чуть ниже, все больше и больше умирает – и убивает всех, кого любит. Катя Голубева наутро после съемок сцены самоубийства проснулась с седыми волосами. "Такой был фильм, – объясняет она. – Так хотел Леос".
Ох, как же тяжело это все. Как мучительно. Все эти Орфеи, с готовностью и страстью спускающиеся в ад, все эти любовники, убивающие если не друг друга, то кого-нибудь третьего, если не близких своих, то хотя бы себя. Что стало с героями фильмов Каракса, с его друзьями, любимыми, двойниками? Дени Лаван снялся в клипе группы Unkle, этаком послесловии к "Любовникам с Понт-Неф": пьяный, опустившийся, он бредет по автомобильному тоннелю, и машины сбивают его, а он встает и идет дальше, матерясь, бормоча что-то себе под нос. Жюльетт Бинош родила сына. Не от Каракса, конечно. Потом вышла замуж. Опять-таки не за Каракса. Сам Леос снял "Полу Х", фильм, в котором любовь убийственна, а смерть недостижима.
Однажды Леосу приснился сон. "Было утро, я открыл газету и прочитал: "Три хорошие новости: Леос Каракс умер…" Я очень удивился, потому что часто думал, что Леос Каракс – это я. Я испытал огромное облегчение. Три хорошие новости в одной! Я не Леос Каракс, я не умер, а Леос Каракс умер!"
Однажды его отчаяние, его страсть закроет ему глаза, возьмет его за руку, поведет неведомо куда, на край ночи, в темноту. Где он очнется? Что увидит в финале? Яркий веселый снег в свете фонарей, счастье в Ее глазах, темную воду Сены, бурый водопад Стикса, черные ветви деревьев? Какой фильм он снимет об этом?
Не знаю. Он молчит.