Актриса Лора Дерн, снимающаяся у Дэвида Линча уже в четвертый раз, -- одна из немногих, кто совершенно точно знает, что хотел сказать режиссер своей "Внутренней империей".
-- Так о чем, по-вашему, кино?
-- Все артисты эгоистичны, поэтому мне кажется, что это картина о женщине, о моей героине, о ее путешествии по собственному бессознательному, где она, в частности, встречает свое альтер эго – польскую девушку.
-- Впервые вы снялись у Линча в 20 лет, он не мог не повлиять на вашу судьбу – личную и актерскую…
-- Дэвид создал для меня сразу два актерских типажа – безумно непохожих друг на друга. После «Синего бархата» /Blue Velvet/ (1986) мне предлагали роли самых простых девчонок на свете. Спустя всего несколько лет, после «Диких сердцем» /Wild At Heart/ (1990), продюсеры начали воспринимать меня как бешеную сексуальную femme fatale. Но Дэвид пробудил во мне желание экспериментировать, даже когда речь идет о совсем безобидных проектах.
-- Да, у вас в фильмографии действительно есть совсем незатейливые фильмы, вроде «Парка Юрского периода» /Jurassic Park/ (1993)…
-- Поверьте, даже в очень традиционных фильмах, в которых я снималась, всегда находилось место авангардизму. Мне говорят: "Как же вы можете одновременно играть у Линча и в "Парке Юрского периода"?" Во-первых, это просто интересно- менять угол зрения. Во-вторых, "Парк" тоже был своего рода революционной картиной – ведь никто до этого не делал блокбастеры про динозавров.
-- Вы знаете, почему тогда, 20 лет назад, Линч выбрал именно вас?
-- Я выросла на съемочной площадке, наблюдая за родителями (актеры Брюс Дерн и Дайэн Лэдд. – Прим. Time Out). Как-то раз, когда мне было лет семь, я провела летние каникулы на съемках сразу трех фильмов, в которых играли мама и папа. Режиссерами были Мартин Скорсезе, Альфред Хичкок и Хэл Эшби. Понимаете теперь, почему Дэвид нашел меня и я нашла его? По-другому и быть не могло.
-- Во "Внутренней империи" вы сыграли вместе с мамой – уже не в первый раз…
-- Да, оказаться с мамой на одной площадке – все равно что собраться на Рождество в узком кругу. Как актриса и дочь актрисы, я одновременно шла по ее следам и училась на ее ошибках.
-- В чем еще, кроме опыта ваших родителей, вы искали актерское вдохновение?
-- Мне интересно наблюдать за людьми, их поступками и проступками. Актер везде найдет для себя полезный материал – в собственном опыте, в чужом. В массовой культуре, в документальном кино. Даже Джордж Буш может пригодиться.
-- "Внутренняя империя" снималась на цифровую камеру. Для актера это имеет какое-то значение?
-- Огромное. Пленка стоит денег. Каждому актеру хоть раз в жизни приходилось умолять: "Ну пожалуйста, давайте сделаем еще один дубль!" А режиссер говорит: "Нет-нет, все было отлично", – и считает в уме убытки. Ужасно несправедливо. Цифра освобождает актера.
-- Некоторые эпизоды "Внутренней империи" снимались в Лодзи. Какие у вас остались воспоминания о Польше?
-- Потрясающе, потрясающе, очень холодно, но потрясающе. Но очень холодно. Понимаете, я такая калифорнийская девчонка, выросла на пляже, а тут снег. В Лодзи у меня все время было ощущение, что на дворе 1946 год, Аушвиц был вчера и город лежит в руинах.