Конец года — самое время, чтобы закрыть все накопленные кинематографические гештальты, посмотреть все пропущенные знаковые фильмы и войти в 2020-й с чистой киноманской совестью. Для вас мы собрали 15 важных картин 2019, которые уже можно (и нужно) посмотреть в сети.
Самый, пожалуй, личный (и лучший за последнее время) фильм великого испанского режиссёра Педро Альмодовара, в котором он откровенно рассказывает о собственном детстве. «Боль и слава» стирает границу между реальностью и кино, показывает жизнь как череду воспоминаний, которые мучают главного героя ровно до тех пор, пока они не осмыслены в творчестве. По сути, Альмодовар снял свою версию «8 с половиной» или «Амаркорда» Феллини, ну или, допустим, менее иррационального брата «Зеркала» Тарковского.
Самого стареющего режиссёра — а, точнее, его альтер-эго, — здесь играет Антонио Бандерас, постоянный актёр Педро, который в «Боли и славе» исполнил свою лучшую роль за долгие годы. За что заслуженно получил награду «Каннского кинофестиваля».
Ари Астер, стрельнувший год назад с «Реинкарнацией», продолжает переворачивать жанр нео-хоррора. Его «Солнцестояние» вторит традициям фольклорных ужасов «Плетёного человека» и совсем не похоже на то, чем обычно современное кино пытается нас пугать. Вместо тёмных тесных декораций — широкие залитые солнцем поля. Вместо скримеров — уморительные шутки: смеха здесь не меньше, чем ужаса. Вместо, наконец, мрачных чудовищ — галлюцинаторный эзотерический трип, знакомящий нас с дикими, но по-своему симпатичными верованиями сектантской общины.
В оболочку типичного фолк-хоррора о столкновении цивилизации с жестоким архаичным культом Астер заворачивает очень личную (и связанную, по его словам, с собственными переживаниями) историю о смерти и деструктивных отношениях. Для главной героини Дани, потерявшей родителей и сестру, культисты не страшнее собственного парня, заботливого на словах и абсолютно равнодушного на деле. В этой связи личного и мифического — главная сила «Солнцестояния»: фильма, способного раскрыть внутреннюю трагедию через внешний гротескный кровавый карнавал.
Победитель «Каннского кинофестиваля» этого года и один из главных номинантов на «Оскар» — новый фильм Пон Джун-хо, автора фильмов «Воспоминания об убийстве», «Мать» и «Сквозь снег», одного из главных южнокорейских режиссёров современности. «Паразиты» рассказывают о бедной семье, которая путём обмана и сложных махинаций постепенно добивается работы у богатого бизнесмена и его жены. Они подставляют прошлых работников, подделывают документы и не признаются, что знают друг друга — очевидно, в какой-то момент их продуманный план просто обязан пойти не так. Правда, никто из них не знает, насколько.
В лучших традициях Джун-хо, «Паразиты» находятся совершенно вне жанровых рамок — это и авантюрная комедия, и захватывающих дух триллер, и суровая социальная драма. Причём переходы от смешного к грустному и страшному здесь неожиданны так же, как и повороты увлекательного сюжета.
Байопик о нелёгком творческом пути Элтона Джона ещё до выхода нарекли «Богемской рапсодией» этого года (тем более, что снял его тот же Декстер Флетчер, что доделывал «Рапсодию»), но на деле вышел фильм чуть ли не противоположный по методу. Там, где кино о группе Queen сухо пересказывало Википедию, «Рокетмен» отправляется в самое сердце своего героя, в мир его фантазий и песен, рассказывает историю Элтона так, как если бы нашим рассказчиком был сам певец.
«Рокетмен» полон невероятных музыкальных номеров и отличных песен, которые актёр Тэрон Эджертон, исполняющий роль Элтона Джона, исполняет сам. Это вообще одна из самых ярких мужских ролей этого года, за которую Тэрон уже получил заслуженную номинацию на «Золотую глобус» и, вполне вероятно, доберётся и до «Оскара».
Брутальный экшн-триллер с Мелом Гибсоном и Винсом Воном в главных ролях не собирается церемониться ни со зрителем, ни с современными социальными течениями — это кино о плохих копах, которые делают грязную работу, не стесняясь убивать и шантажировать. «Закатать в асфальт» — эпический кинороман, чуть ли не в одиночку показывающий, что жанр «бадди-муви» совсем не устарел и ещё может дать жару, попади он в нужные руки.
И он попал — С. Крейгу Залеру, автору «Костяного томагавка» и «Драки в блоке 99», режиссёру и писателю, который не боится крови, отрубленных конечностей и прочих радостей рейтинга R. Только он может ввести героя в сюжет, чтобы жестоко убить его при первой возможности — и ради зрительского шока, и чтобы показать хаотичную природу насилия.
Абсурдная комедия с Джесси Айзенбергом в главной роли, которая прошла мимо нашего проката и зрительского радара. Тем не менее, «Искусство самообороны» — один из самых смешных фильмов года, рассказывающий о парне-слабаке, который после нападения на улице решает записаться на курсы карате: там маскулинный сэнсей учит его, как правильно быть мужчиной.
Обучение это, впрочем, выглядит очень странно, а ещё страннее те открытия, на которые герою предстоит наткнуться в ходе учёбы. «Искусство самообороны», начинающееся как типичная история о преодолении себя, вскоре оборачивается уморительной сатирой над токсичной маскулинностью, работающей по принципу «клин клином вышибает».
Пожалуй, главный зрительский фильм этого года, который смог объединить в себе, кажется, вообще всё: и любовь аудитории, и огромные кассовые сборы, и признание кинематографистов в виде главной награды Венецианского кинофестиваля. Чот уж там, «Джокер» — действительно выдающееся кино и самый необычный кинокомикс со времён нолановской трилогии и «Логана» Джэймса Мэнголда.
Это фильм, который рассказывает историю персонажа — которого мы, казалось бы, видели уже сотню раз в разных интерпретациях — с совершенно новой перспективы. Языком скорсезевских триллеров 70-80х, «Таксиста» и «Короля комедии», показывая Джокера не как безоговорочного психопата, но как человека, которого к этой психопатии подтолкнула несправедливость внешнего мира. Как человека сложной психологической организации, блестяще воплощённой на экране Хоакином Фениксом.
Не столько финал, сколько глобальный подитог мегафраншизы MCU по определению не мог угодить вообще всем — слишком многое здесь поставлено на кон, слишком много воспоминаний у зрителей связано с десятилетней историей Кинематографической Вселенной Марвел. Но вряд ли кто-то будет спорить, что братья Руссо в предложенных им обстоятельствах сделали лучшую работу из возможных — закрыли все гештальты эпического сюжета, оставили место и фирменному юмору, и суровому трагизму, новым открытиям и душераздирающим потерям.
«Мстители: Финал» буквально проводят зрителя по всей долгой истории франшизы, дают ещё раз взглянуть и вспомнить её основные локации, события и героев. Это красочное, масштабное, но при этом очень личное и человеческое завершение серии, за которой мы следим вот уже второе десятилетие. Хотя бы поэтому они уже заслуживают звания одного из главных фильмов года.
Джордан Пил после успеха комедийного хоррора «Прочь» и статуэтки «Оскар» за лучший сценарий даже не собирается сбавлять оборотов. «Мы» — фильм ещё более сложный и запутанный, чем его дебютная работа, но также умело обращающийся с социальными посылами, вплетёнными в хоррор-сюжет.
Он рассказывает об Аделаиде, девушке, приехавшей отдохнуть со своей семьёй в место, где когда-то давно пережила травмирующий опыт. Героиня пытается забыть о делах прошлого, но ей это не очень-то удаётся — на загородный домик их семьи нападают странные люди, точь-в-точь похожие на них самих, но очень агрессивные. Дальше — больше: «Мы» от камерной истории в духе какого-нибудь «Тебе конец!» переходит к масштабному апокалиптическому сюжету, страшному в той же степени, в какой и захватывающему. Местная развязка — один из лучших примеров сюжетного поворота, после которого все события начинают читаться совсем иначе.
Новая работа классика американского кино Джима Джармуша внезапно обращается к теме зомби-апокалипсиса, показывает комичный портрет американской глубинки, столкнувшейся с чем-то неизвестным и страшным. По сути, Джармуш в «Мёртвые не умирают» обращается к той же социальной критике, на которой жанр фильмов о зомби сорок лет назад построил Джордж Ромеро в своей «Ночи живых мертвецов» и «Рассвете мертвецов». Для режиссёра, очевидно, зомби — не столько монстры, пожирающие плоть, сколько простые люди, променявшие радости жизни на экраны смартфонов и ежедневные походы в ближайший ТЦ.
Впрочем, «Мертвые не умирают» — кино не столько о смыслах, сколько о всё тех же простых радостях. Это фильм, где Джармуш взял всех своих любимых актёров — Адама Драйвера, Билла Мюррея, Тильду Суинтон, — а также новых для себя артистов от Стива Бушеми до рэпера RZA и просто развлёкся. «Мёртвые не умирают» даже не пытаются скрыть, что всё происходящее — кино, выдумка, чья-то весёлая шутка, которую не стоит воспринимать всерьёз.
Недалёкий парень-боксёр узнаёт, что у него нашли смертельное и неизлечимое заболевание. В горе он идёт по улице и вдруг замечает, как неизвестная ему девушка с криками убегает от какого-то подозрительного типа. Недолго думая, он вырубает негодяя, не зная, что он — продажный коп, который вместе с членом японской якудзы затеял сложную криминальную многоходовку, ключом в котором было убийство той самой девушки. Сам того не понимая, наш герой запускает эффектное сюжетное домино и косвенно начинает полномасштабную мафиозную войну — якудзы против китайцев, двойные, тройные агенты, предательства, интриги, литры крови и, конечно же, десятки отрубленных голов.
Новый фильм Такаси Миике, безумного японского автора, специализирующегося на всякого рода кровавых забавах, — это эталонный комедийный экшен. Здесь, чем жёстче и безобразнее, тем смешнее, чем больше на экране погибает людей, тем сильнее проявляется авторская ирония. То, как Миике в «Первой любви» снимает драки — тема для отдельного разговора, а финальная погоня у него превращается в парад чистого, незамутнённого смыслами креатива.
В своём девятом, предпоследнем фильме Квентин Тарантино вдруг унял былой задор и кровожадность (по крайней мере, до финала) и снял прокникновенную любовную открытку Голливуду 60-х, так любимому режиссёром миру спагетти-вестернов, дешёвых сериалов и вышедших в тираж звёзд. Одну из таких, Рика Далтона, здесь потрясающе играет Леонардо ДиКаприо — при том, что играть другого актёра, хоть и несуществовавшего, в принципе задача не из лёгких.
Почти три часа мы наблюдаем за тем, как он, а также его каскадёр (не менее потрясающий Брэд Питт) и Шэрон Тейт (Марго Робби) слоняются по солнечному Голливуду и решают свои личные вопросы. Каким-то невообразимым образом, смотреть за этим — одно удовольствие: настолько тонко Квентин чувствует время, настолько удачно находит драматургию даже в самых обыденных вещах. Ну а финал, где режиссёр наконец даёт волю своему фирменному стилю — вообще один из самых эффектных в истории кино. И, наверное, самое главное напоминание о бесконечной силе кинематографа.
Снимать космические драмы — дело не очень благодарное: в любом случае нарвёшься на сравнения либо с великой «Космической одиссеей», либо с «Солярисом». Джеймс Грэй, режиссёр «К звёздам», решает эту проблему весьма оригинально: он снимает своё кино так, как будто до него про космос не снимали вообще. Смешивает в одном пространстве приключенческие элементы вроде космических пиратов или заражённых вирусом обезьян с глубокой личной драмой человека, который раз за разом ищет в безвоздушном вакууме ответов, но не находит их.
«К звёздам», вместе с «Однажды…в Голливуде», показывает на то, что Брэд Питт, последнее время не часто мелькающий на экранах, ещё не потерял актёрскую хватку. Здесь, играя глубоко отчаявшегося и несчастного человека, он одним взглядом показывает больше эмоций, чем любые закадровые монологи способны извлечь. Хотя бы из-за него одного «К звёздам» необходимо посмотреть каждому.
Фильм «Пляжный бездельник» вполне соответствует своему главному герою — поэтому- шалопаю по прозвищу Лунный Пёс, локальному человеку-легенде, который целыми днями развлекается и иногда пишет забавные, по-странному талантливые стихи. Сам фильм, как и Пёс, не любит рамки и обязательства — ему не нужна не строгая сюжетная канва, ни прочие правила из сценарных учебников.
Хармони Корин строит своё кино как произведение лирическое, оду самому понятию свободы. А мы, в общем, и не против: наблюдать за тем, как колоритный Мэттью МакКонахи шатается кругами, встречая не менее колоритных героев на своём пути, — одно удовольствие.
Жестокий триллер об известном немецком серийном убийце критики с Берлинале рисовали чуть ли не побратимом «Дома, который построил Джек» — фильма настолько же смешного, насколько и некомфортного. Ничего настлько радикального в «Золотой перчатке», впрочем, нет, как нет и триеровских тезисов о силе искусства и неочевидном положении творца.
Сила «Золотой перчатки» как раз в том, что она рассказывает свою историю очень прямо, досконально и точно рисует портрет своего героя-маньяка. Её тон настолько же хаотичен, как и внутренний мир центрального персонажа — человека, по-своему стремившегося прочь от тьмы, но постоянно к ней возвращавшегося.