Начало января — идеальный момент, чтобы наверстать упущенное и посмотреть хорошие отечественные сериалы. Ужасы и триллеры, драмы и комедии — российские продюсеры и режиссёры в последние годы выпустили так много ярких проектов, что, кажется, за всем и не угнаться. Но мы постарались и выбрали те из них, которые вы наверняка успеете забинджвотчить всего за несколько дней (о «Чиках» вы знаете и без нас, поэтому, думается, нашумевший сериал Эдуарда Оганесяна стоит вынести за рамки обсуждения).
Начало января — идеальный момент, чтобы наверстать упущенное и посмотреть хорошие отечественные сериалы. Ужасы и триллеры, драмы и комедии — российские продюсеры и режиссёры в последние годы выпустили так много ярких проектов, что, кажется, за всем и не угнаться. Но мы постарались и выбрали те из них, которые вы наверняка успеете забинджвотчить всего за несколько дней (о «Чиках» вы знаете и без нас, поэтому, думается, нашумевший сериал Эдуарда Оганесяна стоит вынести за рамки обсуждения).
Сложносочинённый герметичный триллер от Наташи Меркуловой и Алексея Чупова («Человек, который удивил всех») о работниках колл-центра секс-шопа, которым не повезло стать частью смертельной игры. Офисный планктон оказывается заложниками на собственном рабочем месте, и все вынуждены следовать абсурдным указаниям таинственных Мамы и Папы, чтобы выжить. Каждая серия, кроме всего прочего, расскажет о прошлом героев — оно здесь, как и принято во всёх запутанных триллерах, неоднозначнее, чем кажется. Немного от «Остаться в живых», немного от «Пилы» (хотя авторы заявляют, что фильм Джеймса Вана не видели), хотя в большей степени — постмодернистский сериал о том, как российская действительность превратилась в один большой телевизионный миф о Донбассе, террористах, иммигрантах и изменах.
Смотреть на сервисе «Premier».
Мистический триллер, основанный на местной мифологии. Вместе с дядей Николаем (Андрей Мерзликин) паренёк Егор (Глеб Калюжный) отправляется на поиски пропавших родителей в глубь лесов Пермского края и сталкивается с разными существами из поверий, а также с обитателями этих мест, живущими по своим законам. «Территория» — это и роуд-муви, и этнический хоррор, и первоклассная фантастика, граничащая с социальной драмой (городское здесь вступает в конфликт с провинциальным). Непроходимые топи и серые чащи — так здесь выглядит неизученная и обаятельная Россия, в последние годы отчаянно игнорируемая отечественными кинематографистами. Сериал, в общем-то, делает важный шаг: не только обращается к богатейшему русскому фольклору, но и показывает, как много мы не знаем о нашей стране.
Смотреть на сервисе «Premier».
Бывший кинокритик Роман Волобуев иронизирует на тему современной российской политики. Недалёкий чиновник Евгений Тихомиров (Ян Цапник) неожиданно становится министром перспективного планирования и начинает чинить реформационный ад в кабинетах, чтобы поднять собственную популярность. Кроме того что этот ситком рисует сложные характеры отечественных управленцев в тесных костюмах и душных офисах, он очень концептуально обходится с большинством серий: одна из них стилизована под советское кино, действие другой полностью происходит в машине. Проще говоря, рай для синефила. Отсылки к творчеству Аарона Соркина и куча других киноманских референсов, кстати, тоже прилагаются.
Смотреть на сервисе «Кинопоиск HD».
Кого-то рефлексия на тему 90-х уже начала раздражать, однако очевидно, что отечественные кинематографисты и дальше продолжат изучать этот хронотоп. В первую очередь из-за собственной связи со временем, которое оставило неизгладимый отпечаток на детстве. «Мир! Дружба! Жвачка!» как раз и смотрит на эпоху через призму юношества, беззаботных времён, когда реальность перемежается с инфантильным вымыслом, а бытовая жестокость затмевается мыслями о первой любви и товариществе. Режиссёр Илья Аксёнов реконструирует пространство своего прошлого и пытается понять, из чего сделано его поколение. В таких случаях едва ли стоит сетовать на обилие проектов о 90-х — нашему обществу, кажется, не хватает чуткости, внимания к собственным травмам. «Мир! Дружба! Жвачка!», к счастью, всё это даёт с лихвой.
Смотреть на сервисе «Premier».
Жора Крыжовников, снявший дилогию «Горько!», от эстетики народной комедии — по крайней мере в этом проекте — ушёл к традиции авторской драмеди. Его мини-сериал повествует о популярном актёре Егоре Румянцеве (Александр Петров), который обнаружил у себя ВИЧ. Его жизнь начинает рушиться на глазах, родные отворачиваются, и единственным, кто желает ему помочь, оказывается неудачливый брат Лев. «Звоните ДиКаприо!», несмотря на синопсис, далеко не духоподъёмен: чёрная комедия с каждой новой серией начинает становиться всё более трагичной, а в финале все шутливые интонации и вовсе сменяются катастрофой библейского уровня (вряд ли стоит спойлерить, но сюжет после просмотра вы угадаете без подсказки). Неожиданно эффектный перформанс Александра Петрова, Андрея Бурковского и Юлии Александровой — ещё одна причина включить сериал даже ярым ненавистникам «Горько!».
Смотреть на сервисе «Premier».
Футболист Антон Ковалёв, отсидевший два года, возвращается на волю. В России будущего после тюрьмы, как известно, нет, поэтому некогда популярный спортсмен находит работу лишь в центре для трудных подростков. Ему предстоит подготовить ребят к местной олимпиаде и, что куда сложнее, найти с ними общий язык. Сериал исследует проблемы и быт современной молодёжи, однако не уходит в утомительное назидание: «Трудным подросткам» хватает и самоиронии по отношению к героям, и драматизма в их судьбах, чтобы на протяжении уже двух сезонов ловко балансировать на грани серьёзного и комичного. Если хотите понять, что движет новыми поколениями и какие вещи их по-настоящему тревожат, этот проект, скорее всего, окажется лучшим выбором.
Смотреть на сервисе «More.tv».
Толя (Александр Паль) — человек с инвалидностью. У него нет рук и ног, его жизнь превратилась в сплошной безнадёжный кошмар, и лишь любовь к соседке Маше (Маргарита Аброськина) держит его на плаву. Вскоре у него появляется надежда — ему одобряют заявку на современные протезы, которые помогут стать полноценным членом общества (что в душной провинции с такими проблемами видится почти невозможным). Теперь он постарается не только завоевать девушку, но и потягаться с наглым казнокрадом Эльдаром, наживающимся на жителях дома. Сериалы о людях с ограниченными возможностями редкость не только в нашей культуре, но и вообще в мировой киноиндустрии. «Толя-робот», во-первых, на протяжении восьми серий подводит зрителя к мысли о том, что человек с инвалидностью ничем не отличается от любого другого, а во-вторых, едко иронизирует над национальными типажами. Так, например, когда герой захочет благоустроить родную многоэтажку, он столкнётся не только с бюрократией, но и с заскорузлостью отечественного сознания. В изображении народа здесь, впрочем, никакого обличения нет — скорее любовь ко всем сторонам русского характера, разумеется, не лишённого недостатков.
Смотреть на сервисе «Premier».
Хит прошедшего года — сериал о группе людей, которые подписываются на участие в реалити-шоу в духе «Последнего героя». Всем счастливчикам (среди них ведущий Игорь Верник и Бортич с Чадовым по разные стороны баррикад) необходимо выжить на дикой природе, но с самого начала всё идёт не по плану: оказывается, фраза про сражение за собственную жизнь не была художественным преувеличением. Проект играет на территории «Королевской битвы» и уже упомянутого «Колл-центра» — эдакий постмодернистский триллер, который будет постоянно водить зрителя за нос и раскроет все карты ближе к финалу. Кровь, новые проблемы в каждой серии и мастерски выстроенный саспенс — такие адреналиновые сериалы, сделанные в России, можно сосчитать по пальцам одной руки.