Увлекательная школьная фарсовая комедия, которая терпит неудачу, когда пытается быть серьезной
Старшеклассник Коля (Семен Трескунов) – умный парень, но английский язык ему не дается. Коля считает, что лучше учить китайский, потому что это язык будущего. Однажды молодая учительница английского (Иева Андреевайте) приглашает его к себе домой, чтобы дать ему диски с аудиокурсом. Когда Коля приходит, женщина встречает его пьяной, жалуется на незадавшуюся личную жизнь и едва не оказывается с ним в постели. На следующий день протрезвевшая учительница от всего отрекается, но Коля не может забыть случившееся, и он продолжает «подкатывать» к женщине. Тем временем на парня обращает внимание дочь директора Ксения (Анастасия Богатырева). Это случается после пожара в школьной пристройке с новыми компьютерами. Ранее девушка в шутку обещала Коле, что будет с ним встречаться, если тот сожжет школу. И хотя парень клянется, что ничего не поджигал, Ксения начинает с ним заигрывать.
«Хороший мальчик» Оксаны Карас в этом году получил главный приз «Кинотавра». Достаточно провести всего несколько минут в зрительном зале, чтобы понять, почему это произошло. Не каждый год в нашей стране создаются позитивные, остроумные и при этом отчасти провокационные школьные комедии, которые черпают вдохновение в реальной российской жизни, а не в западных постановках.
«Хороший мальчик» одновременно рассказывает хоть и несколько сумбурную, но занимательную историю и заставляет весело смеяться, а не только криво улыбаться. Еще он выводит на экране целый паноптикум узнаваемых, типично российских комических персонажей – от отца главного героя в исполнении Константина Хабенского (незадачливый ученый, который помешан на здоровой жизни) до завуча школы в исполнении Татьяны Догилевой (ведущая танцевального кружка, которая настаивает, что ребята должны танцевать народные танцы, а не хип-хоп). Кстати, задорных танцев в фильме столько, что если бы их было чуть больше, то «Хорошего мальчика» можно было бы окрестить танцевальным мюзиклом. Короче говоря, Карас сняла замечательную, порой неожиданную фарсовую комедию о взрослении, и жюри «Кинотавра» не справилось бы со своей работой, если бы не придумало, как отметить это кино.
Другое дело, что «Хороший мальчик» пытается быть не только комедией, но проваливается в других жанрах, в которые забредает. Так, в фильме довольно много романтики, причем не только связанной с Колей, но ни одна из любовных линий ленты толком не работает. Связано это с тем, что ни в одной из романтических пар нет даже слабой любовной «искры», которая бы убедила зрителей, что за судьбу отношений стоит переживать. Фильм похож на маленькую девочку, которая, играя в куклы, женит собачку и мартышку просто потому, что ей так хочется, а не потому, что в этом союзе есть хоть какой-то внутренний смысл. Что еще хуже, никто из влюбленных мужчин в фильме не тянет на героя-любовника. Ни Трескунов, ни Александр Паль в роли молодого учителя, ни Михаил Ефремов в роли директора школы. Комики они смешные, а вот герои-любовники совершенно неубедительные.
Кстати, о директоре школы. «Хороший мальчик» учит главного героя и юных зрителей, что нельзя видеть мир в черно-белых тонах и что те, кого мы считаем плохими людьми, часто в реальности оказываются сложными и непонятыми. Это верная мысль, но она неудачно проиллюстрирована. Герой Ефремова, который используется как основной пример, совершает плохие поступки и нормальные поступки. Но одно другого не перечеркивает. Плохие поступки уравновешиваются поступками героическими, а не обычными. А директор школы детей из огня не спасает и жизнь ради дочери не отдает. Да, он не полный подонок, но и не «хороший человек», как его называет Коля ближе к финалу. Как фильм может учить тонкостям морали, если его создатели не освоили простейшую моральную арифметику?
Кроме того, «Хороший мальчик» настолько пронизан ироничным комизмом, что его попытки сказать что-то всерьез проваливаются. Да, комедия может учить жизни, но для этого нужно снимать чуть более драматичные постановки, которые видят мир детскими глазами, а не глазами взрослых, взирающих на подростков со снисходительной высоты своего жизненного опыта. Так что «Клуб “Завтрак”» (мы имеем в виду не сюжет, а трагикомичный тон голливудского подросткового кино) из «Хорошего мальчика» не получился. Посмотреть картину все равно стоит, но надо иметь в виду, что она смазывает некоторые прыжки, которые пытается выполнить.
С 10 ноября в кино.