Больше, чем комедия, шире, нежели семейный фильм, достаточно далеко от других работ Галустяна – «Подарок с характером» по-хорошему домашняя история, еще один небольшой шаг по дороге к доверию зрителя
Сын крупного олигарха Артем отмечает свое девятилетие. Всем подаркам на свете мальчик предпочел бы провести день с папой на рыбалке или встретиться с мамой, с которой отец расстался пять лет назад. Но деловой родитель слишком занят, чтобы посвятить чаду целый день, и потому Артем решается на тайное авантюрное путешествие. Из Москвы в Сочи, где находится мамин дом, он решает отправиться самостоятельно, в качестве прикрытия прихватив аниматора-оболтуса Мишу, непутевого молодого человека, не умеющего справиться даже с собственными незамысловатыми проблемами, что уж говорить про ответственность за чужого ребенка. Дорога Москва – Сочи оказывается полна не только опасными встречами, но и внутренними открытиями. Попутчики становятся друзьями, а их характеры обретают новые грани.
О проблемах российского детского кино рассказано уже столько слов, а над работами, адресованными детям, в последние пять лет выплакано столько слез, что заводить об этом разговор лишний раз уже не хочется. И все-таки возвращаться к этой теме мы будем, тем более что наше кино не потеряло надежд вернуть себе юного зрителя. «Подарок с характером», ставить который взялся Карен Оганесян, это шаг вполне осознанный, крепкий и ожидаемо качественный. Российское детское кино небезнадежно.
Правильнее, конечно, «Подарок» назвать фильмом не детским, а семейным, но такова уж специфика жанра, что в первую очередь на такой картине не должны мучиться дети. Однако авторы сумели совместить динамичное легкое повествование, доступное младшим школьникам, с ненавязчивой моралью, понятной и взрослым, и детям. Баланс такого сочетания поддерживать непросто, но, справедливости ради, создатели фильма более-менее справились. Единственное что, несколько напрягает сомнительный сценарный и режиссерский прием, когда в историю вдруг вклинивается эпизодический герой, этакий рояль в кустах, призванный помочь героям проявить себя. В «Подарке» таких «роялей» как-то неприлично много – то Валуев выносит суровый приговор, то Макаров пробуждает страсть к любовному соперничеству, то шофер-дальнобойщик широту русской души зашоренным главным героям продемонстрирует. Особенно странно выглядит анимационная вставка сказки о Принце и Дельфине, но оставим это на усмотрение авторов, пожелавших таким образом сыграть на поле самых юных зрителей.
Мастерство и талант Оганесяна не вызывают сомнений, каждый его фильм – это как минимум работа продуманная, оригинальная, пропущенная через сердце (опустим не вписывающийся в теорию «О чем молчат девушки»). Вот и на этот раз картина на деле оказывается глубже и шире, чем можно представить, разбирая трейлер. Не то чтобы она претендует на особенный надрыв или играет на потаенных струнах души, нет. Но в то же время история не выглядит натянутой и надуманной – да, в ней есть гиперболизированные детали, но зато драматическая развязка в «Подарке» оказалась живой, понятной и по-настоящему трогательной. Этим «Подарок» оказывается очень близок «Марафону» того же Оганесяна, ну и, конечно же, классической «Игрушке» с Пьером Ришаром, сравнения с которой в любом случае будет не избежать.
Михаил Галустян, конечно, далеко не Ришар, но к нему и не стоит подходить с мерками «высокого блондина в черном ботинке». Уже то, что Галустян решился вырваться из порочного круга, куда его засосали не самые осмотрительные кинокарьерные шаги, заслуживает уважения. Михаил по-настоящему старается и действительно выглядит актером, а не кривляющимся комиком с набором масок. Его герой взрослеет, принимает решения и совершает поступки, которые можно понять, – это еще не высший пилотаж, но шаги в правильном направлении. С другой стороны, актерам-детям в России всегда непросто, но пока зрителем востребована игра во «взрослых актеров», дети будут выглядеть в кино неестественно – и «Подарок» здесь не исключение. А вот Федор Бондарчук с Екатериной Климовой не заслуживают порицания – их роли кажутся простыми и даже картонными только в первой части фильма, как и главные герои, их персонажи растут и меняются.
Совершенно очевидно, что формат семейной комедии, не зацикливающейся на хохмах и гэгах, а предлагающей и юмор поинтеллигентнее, и драматические вставки, и доступную, примеряемую на себя мораль, выбранный режиссером Кареном Оганесяном и продюсером Арменом Ананикяном, – направление правильное и перспективное. Главное, не бояться собственных смелых идей. Герои фильма пускаются в авантюру и обретают новых друзей, новый жизненный опыт, новые ощущения, зритель готов двигаться с ними дальше. Одним «Подарком» здесь не отделаться.