Вышло "Возмездие" -- первый фильм Мартина Кэмпбелла после "Казино Рояль", первая роль Мела Гибсона за семь лет, история полицейского, решившего непременно выяснить, за что убили его дочь.
Детектив полиции Бостона и отец-одиночка Крэйвен (Мел Гибсон) собирался счастливо провести тихий домашний вечер в компании дочери (Бояна Новакович) – девушка, работающая практиканткой в каком-то сверхсекретном "ящике", заехала погостить. Ничего из этого не вышло. Сначало девушке стало плохо, а когда перепуганный отец повел ее на улицу, чтобы отвезти в больницу, на пороге дома их встретил негодяй в маске и с дробовиком в руках. Крик "Крэйвен!", выстрел, негодяй бежит, полицейский сидит возле умирающей дочери и беспомощно смотрит, как из нее уходит жизнь. Время начинать расследование, которое скоро убедит детектива, что мишенью был не он, как полагает официальное следствие, а его единственный ребенок. Почему – Крэйвен скоро узнает, к большому огорчению политиков штата Массачусетс, директора крупной корпорации и нескольких головорезов.
Первый фильм Мартина Кэмпбелла после «Казино Рояль» /Casino Royale/ (2006), первая роль Мела Гибсона за семь лет – ради чего эти люди собрались вместе становится понятно на сцене, где Крэйвен медленно смывает с рук кровь дочери. Эта абсолютная метафора горя задает темп всего фильма – не столько истории мести или расследования махинаций больших корпораций, сколько растянутой попытки сильного мужчины справиться с собственным отчаянием. Никакого «Смертельного оружия» /Lethal Weapon/ (1987) – просто один отец пытается узнать, за что убили его дочь, потому что это единственное дело, которое теперь имеет смысл. И просто так уж выходит, что трупы начинают множиться с невероятной быстротой.
Вряд ли эта старомодная человечность проекта была карьерным рассчетом Гибсона – выход фильма спровоцировал новый виток дискуссии "имеет ли право такая антисемитская христианско-фундаменталистская тварь, как Мел Гибсон, появляться на людях без надписи красным маркером на лбу "Простите меня, пожалуйста", и сочувствие к его Крэйвену отчасти льет масло на волны. Мартин Кэмпелл, человек достаточно решительный, чтобы отказаться делать нового "Бонда" после того, как снял, возможно, лучшую картину в сериале – не та фигура, которую можно использовать. Тем более, что режиссер делал римейк собственного британского мини-сериала 1985 года и явно имел к проекту личное отношение.
Просто так вышло, что Гибсон оказался самым подходящим для этой истории. Экология, правительственные заговоры, неразборчивость корпораций, готовых ради прибыли даже на государственную измену, молодые активисты, которые гибнут в этой тайной войне – и консервативный Крэйвен, стоящий в стороне от этой схватки – до тех пор, пока не гибнет его ребенок. Кто еще годится на эту роль, как не радикальный республиканец Гибсон, если хочешь объяснить молчаливому большинству, как его лично касается вся эта политика?
Кажется, что Кэмпбелл старался быть чересчур доходчивым в каждом жесте – но подчеркнуто просто сделанное "Возмездие" фокусируется на невысказанных чувствах не меньше, чем на погонях и перестрелках. В конечном счете, эта история диалога двух мужчин – отца убитой девушки и таинственного мистера Джедбурга (устрашающая роль Рэя Уинстоуна) – работающего по контракту "чистильщика", улаживающего деликатные проблемы правительства. Оба потеряли слишком много: один – ребенка и способность к человеческому счастью, другой – все возможные иллюзии и надежды на лучший, более справедливый мир. Для обоих груз оказался непосильным.
Наверное, этот неожиданный для жанра гуманизм делает "Возмездие" самым важным политическим фильмом Америки последних лет – уж больно доходчиво высказан тезис о том, что будущее, которое крадут у нас политики, это не абстракция, а очень простые и понятные вещи.