"WAZ: Камера пыток" рассказывает о серийных убийствах в Нью-Йорке так, что вспоминается не столько "Хостел", сколько "Семь" Финчера.
Вопреки тому, что отечественные прокатчики, расширившие оригинальное название до "Камеры пыток", пытаются убедить потенциальных зрителей, что британский дебютант Том Шэнклэнд снял очередное "пыточное порно" в духе «Хостелов» и «Пил», лента "WAZ" чрезвычайно похожа на финчеровские «Семь» /Se7en/ (1995).
Нет, прокатчики не то чтобы совсем наврали. Мстительная Джин Лернер (Сельма Блэр) действительно соорудила электрический стул в подвале заброшенного завода и объясняет вкрадчиво: если ты будешь кричать, тебя не услышат, а если и услышат, то просто сделают погромче телевизоры. Однако аудитории "Пил" будет неинтересно – фильм не говорит никакого нового слова в деле свежевания экранных жертв, да и при всей кровавости, только раз дает крупный план на вздернутый гвоздем ноготь.
На самом деле все истязания – далеко не самоцель ленты. Ими «WAZ» /Waz/ (2007) лишь иллюстрирует попытку проверить человеческую душу алгеброй и скальпелем. Алгебра тут в названии, которое есть часть уравнения некого Прайса (буква "А" на самом деле знак "дельта"), доказывающего, что альтруизм человеку не свойственен. Скальпелем же Джин расковыривает своих жертв, объясняя, что те могут остановить пытку, если согласятся убить, ну скажем, любимую бабушку или беременную подружку. Это ее эксперимент, и она заработала право на его проведение.
С подружки фильм и начинается. Ее – мертвую, казненную на электрическом стуле и со словом "WAZ", вырезанном на беременном животе – находят на берегу реки в Гарлеме. Вскоре обнаруживается и папаша ребенка – местный криминальный авторитет – повесившимся и со следами пыток на теле. Гора трупов растет, а полицейский Эдди Арго (Стеллан Скарсгард) начинает понимать, кто так изощренно мочит бандитов. Некоторое время назад все те, кого теперь находят обуглившимися на пустырях и в мусорках, совершили чрезвычайно жесткое изнасилование и убийство. Причем дело, которое вел сам Арго, закрыли за "недостатком улик". Жертвами были выжившая Джин и ее убитая мать.
Самый, кстати, мучительный момент ленты не тот с ногтем, а тот, где в рваных флэш-бэках коп представляет эпизод с изнасилованием. Никакой «Необратимости» /Irreversible/ (2002), только кровь, стекающая с отбитого горлышка бутылки, совершенно хичкоковская беззащитная спина Блэр – и господи, как страшно жить. Мрачный Гарлем (который снимали в британском Белфасте) предстает настоящим городом греха, где никогда не наступает рассвет, а месть – единственный возможный способ прощения.
Возвращаясь к "Семи", каждый будет оценивать степень преемственности Шэклэнда по-разному и, надо полагать, в меру собственного отношения к режиссеру Финчеру. Если отбрасывать сравнения, "WAZ" – отличное жанровое кино, мучающее зрителя с первой до последней минуты, неожиданно изворачивающееся на втором часу и в финале оставляющее с надеждой, что человек все-таки не макака, которой правят гены жесткости, а где-то под слоями мяса и костей запрятано что-то большее.
Что до дебютанта, думается, он еще покажет и не такого Финчера.