Величественная и необычайно воодушевляющая история преодоления, бесконечно красиво снятая, энергично рассказанная и не дающая отвести взгляд от экрана все 150 минут
Отряд американцев, занятых сбором пушнины и обходом границ индейских владений, подвергается дерзкому нападению краснокожих – аборигены разыскивают украденную дочь вождя и ни с кем не намерены вести светских бесед. Потеряв несколько человек и лишившись лодки, охотники пробираются по лесу, полностью положившись на чутье своего проводника Хью Гласса, много лет прожившего в местном племени. Однако Гласс попадает в лапы гризли и из помощника превращается в обузу. Начальник отряда оставляет умирающего на попечение сына и двух охотников, которые должны дождаться смерти Гласса и похоронить его как полагается. Но один из оставшихся коварно обманывает спутника, убивает сына Хью, а самого проводника бросает умирать в вырытой для него могиле. Предатель возвращается в лагерь за вознаграждением за выполненный обряд, но он не представляет, какой жизненной силой обладает Гласс. А жажда мести за сына удесятеряет его волю…
С приходом в кино титанических многомиллионных фантастических блокбастеров о супергероях и космических путешествиях мы в последние годы как-то стали забывать о том, что кино – это не только развлечение или, наоборот, средство воспитания или влияния на умы, но и прежде всего возможность окунуться в неведомый мир, который нам недоступен. Будь то космос или морские глубины, далекое прошлое или фантастическое будущее, военные действия или будни обыденной профессии – настоящее кино должно уметь захватывать и погружать в пучину своего действия так, чтобы у зрителя не было ни малейшей возможности не то чтобы попкорн в рот закидывать, но и вообще отцепить руки от подлокотников. Да, подобной мощности кино – достаточно редкий гость в кинотеатрах, но, возрадуйтесь, «Выживший» Алехандро Иньярриту войдет в список шедевров, о которых все последующие годы будет принято говорить с придыханием.
Не станем придираться к незамысловатому сюжету, в конце концов и Фенимор Купер, и Майн Рид в нашем советском детстве тоже не особенно впечатляли хитросплетением судеб и богатством неожиданных поворотов. В книгах об индейцах главным были характеры – остальное дорисовывало нам наше воображение. В «Выжившем» ваше воображение заменит картинка оскароносного Эммануэля Любецки, а как он умеет снимать, вы должны помнить по «Гравитации» и «Бердмэну». Это умопомрачительные длинные и сверхкрупные планы, это непосредственное участие зрителя в каждой сцене, это действие и созерцание, помноженные на особенную красоту широкоугольного объектива. Если вы будете смотреть сцену атаки индейцев, то почувствуете свист стрел перед своим лицом, если рядом зарычит медведь, то будьте уверены – вы заметите каждую щербинку на его клыках, если досидите до схватки на ножах, то холод стали и ее жадный до крови блеск надолго останутся в ваших глазах. Превосходная работа, конкурентов которой даже сложно придумать.
Невозможно себе вообразить и более мощного актерского представления. Даже не станем рассуждать о перспективах Леонардо Ди Каприо на «Оскар»-2016, самому себе он давно все доказал, поклонники актера уверены в его таланте еще со времен подростковых ролей, а те предложения, которые Лео получает сегодня от лучших режиссеров и продюсеров, вряд ли смогут стать еще лучше – Ди Каприо сегодня действительно находится на самой вершине. Его Хью Гласс – человек немногословный, за весь фильм актер произносит всего полтора десятка реплик, но в этом и заключается главный профессиональный вызов. Играть, а не читать текст. Переживать, а не фантазировать. Мстить по-настоящему, физически, а не скатываться в пошлость и мелодраму. Ди Каприо блистательно справляется со всеми выдвинутыми задачами, ни в одной сцене к нему не может быть претензий – он харкает кровью, он ест сырую рыбу, он спит в туше лошади, он убивает, крадет, бежит, и все это на самой высшей ступени достоверности.
Ничуть не уступает ведущему актеру и второй план: блистательный Том Харди – животное, выживающее в суровых условиях, мужающий Уилл Пултер – нашедший на свой зад приключения юноша, статный Донал Глисон – благородный и целеустремленный руководитель отряда. И это только самые заметные лица, а ведь вокруг еще масса охотников и индейцев, которые легко прогонят из ваших голов гламурное представление о Диком Западе. Америка «Выжившего» – это чистилище, это дорога осознания и обретения себя, это главное испытание в жизни героев.
Иньярриту не был бы собой, если бы не добавил в картину несколько философских зарисовок, которые весьма уместны вкупе с величественной природой, глубоким снегом, высоченными соснами и бескрайним небом. Время от времени природа входит в свои права, и тогда мы видим великолепную сцену с Глассом, стреляющим из палки в лося, или табун бизонов, реальность которых не совсем очевидна, или разрушенный храм, испещренный удивительными рисунками. Такому набору картин позавидует сам Терренс Малик со своими «древами жизни».
И все же самое главное в «Выжившем» – это его бесконечное стремление к цели. Пожалуй, именно на этом и сошлись все главные действующие лица проекта: актер, стремящийся к главному призу в своей жизни, режиссер, обретший крылья, дарующие уверенность, оператор, говорящий на каком-то неземном языке. Люди сошлись и сделали большое кино, которым можно гордиться. А что скажет Академия, мы узнаем совсем скоро. «Месть в руках Творца», – выносит свой вердикт Хью Гласс. В тех же руках и итоги многомесячной работы Иньярриту и компании, выжившей в нелегком испытании.
С 7 января в кино.