Неудачная попытка осовременить и адаптировать для юного поколения классический роман-антиутопию, рассказывающей об обществе, уничтожающем искусство и свободу
Америка недалекого будущего. После Второй Гражданской войны, вызванной накопившимися внутри общества разногласиями, новое правительство решило оградить население от лишних разрушительных эмоций и запретило все виды искусства, кроме телевидения, да и на нем остались только новостные каналы. Все бумажные книги, диски и кассеты с фильмами подлежат немедленному уничтожению, их хранение объявлено незаконным, а на передний план борьбы с инакомыслием выходят команды пожарных – только теперь они не борются с огнем, а, наоборот, поливают пламенем библиотеки и книгохранилища. Молодой служащий пожарной команды по имени Гай Монтег с воодушевлением сжигает книги, но знакомство с юной бунтаркой Клариссой меняет его взгляды – парень начинает понимать, что уничтожает что-то бесценное, и восстает против своего начальника брандмейстера Битти, одержимого идеей остановить распространение любого свободомыслия.
Некоторые книги, даже очень хорошие и весьма значимые для воспитания подрастающего поколения и формирования хорошего вкуса, считаются «неэкранизируемыми» вовсе не потому, что техника спецэффектов до сих пор не готова показать какие-то удивительные миры, а сценаристы не могут адаптировать увесистые тома в двухчасовую динамичную историю. Нет, дело скорее в том, что часто литературные произведения хороши именно в той форме и органичны в той эпохе, к каким авторы в них обращаются. Нет, разумеется, никто не мешает переносить в наше время сюжет «Анны Карениной» или осовременивать «Трех мушкетеров», вот только получается из этого обычно что-то несуразное, удачи можно пересчитать по пальцам одной руки видавшего лучшие времена фрезеровщика.
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – произведение, без преувеличения, гениальное и актуальное на все времена, ведь борьба с инакомыслием, стремление подавить свободу и навязать ограничения идут с человечеством рука об руку с незапамятных времен. Но экранизировать эту книгу – задача не столько трудная, сколько бессмысленная, ведь прямой перенос текста в кадр вряд ли современного зрителя впечатлит, а любая неловкая попытка адаптировать роман для века XXI превращает изящный текст и живую мысль в набор штампов и неуклюжих сюжетных клише. Канал HBO и режиссер Рамин Бахрани посчитали, что со сложностями они справятся, но просчитались – киноверсия 2018 года ужасающе плоха.
Мы даже не станем сравнивать новинку с классикой Франсуа Трюффо, в 1966 году кино еще не так далеко ушло от романа, а потому смотрелось органично и даже по-своему пугало. Сейчас же «451 градус по Фаренгейту» выглядит странным и каким-то нелепым вольным ремейком даже не оригинальной книги, а десятков антиутопий, вышедших на экраны за полсотни лет, – от «Эквилибриума» и «Гаттаки» до «1984» и «Равных». Топтаться на месте с книжной фабулой о горящих книгах сегодня несколько глупо – книги и так постепенно становятся уделом меньшинства, молодежь погружена в смартфоны, а взрослых поглотил телеящик, – а ничего нового Бахрани и его давний партнер сценарист Амир Надери придумать не смогли. Точнее, они придумали какую-то чушь про ДНК птицы, в которой содержание миллионов книг будет переноситься по миру и распространяться, словно вирус, но лучше бы им этого не делать.
Но хуже даже не это, а то, что силенок у создателей нового «Фаренгейта» хватило только на половину книги, да и ту они упростили донельзя. Непонятно, по каким причинам сценарий получился таким скомканным, но третий акт картины откровенно слит, а завершается лента банальнейшей сценой противостояния внутри горящего сарая. На этом фоне не хватающий звезд с небес «Эквилибриум» выглядит шедевром духа и разума, образцом логики и искренности, фильмом сильным и правдивым. Бахрани же свою работу провалил.
В какой-то мере ложкой меда в этой бочке недоразумений могут служить актеры, занятые в проекте, но и для них «Фаренгейт» далеко не карьерный пик. Майкл Шэннон набрал такой карьерный ход, что здесь снялся, кажется, не меняя выражения лица после «Формы воды» и «Трагедии в Уэйко». Майкл Б. Джордан отчаянно старается показать себя разносторонним актером, но пока продемонстрировал только неумение выбирать проекты, а София Бутелла силится показать драму, дабы выйти из ловушки экшен-картин. Все они действуют лишь на половине оборотов и не прикладывают особенных усилий, чтобы сдвинуть корявую конструкцию с места. Она так, покосившись, и застревает, оставляя пустоту и недоумение.
Герои книги, а следом и фильма, те, кто борется с тоталитаризмом, ограничениями свобод и уничтожением произведений искусства, занимались несколько странным, но трогательным делом – не имея возможности хранить книги, они их учили наизусть и передавали из уст в уста. Так вот, если дело дойдет до апокалипсиса и все мы станем заложниками придуманного Брэдбери дегуманизированного общества, то книгу «451 градус по Фаренгейту» обязательно кто-то сохранит в памяти. А вот о фильме Бахрани этого не скажешь – наоборот, его поскорее стоит вычеркнуть из памяти, чтобы освободить место под что-то полезное. Хотя бы под «Гаттаку».