Новое погружение в 1960-е не дотягивает до «Оттепели», но имеет собственную привлекательность, хотя от проекта такого уровня хотелось бы более тонко прописанного сценария
Конец 1950-х. После вышедшего за пределы компетенции проступка члена аппарата ЦК КПСС Григория Бирюкова отправляют подальше от государственных структур, но знакомства на самом верху позволяют бывшему военному не исчезнуть в безвестности, а возглавить один из отделов МИДа, скромный департамент, готовящий служебные записки советским дипломатам, работающим в странах Запада. Рутина и откровенное бездействие сводят Бирюкова с ума, но, на его счастье, 1 мая 1960 года над Свердловском подразделение ПВО сбивает американский самолет-шпион, что открывает в дипломатическом противоборстве СССР и США невиданные перспективы. Бирюков рьяно берется плести клубок заговоров, нацеленных на усиление позиций Союза, но прежде в своих благих намерениях ему приходится убеждать подчиненных – бывшую руководительницу отдела Руту Блаумане, специалиста по Латинской Америке Леню Корнеева, китаиста Аркадия Голуба и знатока Франции Андрея Муратова.
Вышедшая несколько лет назад телевизионная «Оттепель» Валерия Тодоровского, возможно, многим пришлась не по вкусу, но равнодушными не оставила никого из зрителей. После просмотра этого сериала люди спорили, находили точки соприкосновения, критиковали героев и воспевали авторов, тонко уловивших легкий сквознячок свободы, «просвистевший» сквозь ряды интеллигенции в начале 60-х годов прошлого века. Разговоры о продолжении проекта долго не смолкали, но создатели «Оттепели» непреклонны, зато других шоу различной степени культурной ценности об уникальном историческом периоде второй половины прошлого века развелось множество. Особняком в тесном ряду стоит историческая драма «Оптимисты», эфир которой начался на канале «Россия-1», в какой-то степени авторы считают ее спин-оффом «Оттепели». Самое время попробовать найти сходства и отличия двух проектов.
Разумеется, в первую очередь «Оттепель» и «Оптимистов» связывает время действия – сюжет нового сериала разворачивается несколько раньше, чем в «старшем брате», но изменения, пришедшие в страну после расставания со Сталиным, уже чувствуются, а надежды на скорую победу коммунизма отчетливо читаются в обоих случаях. Герои, впрочем, с некоторой похладцей оценивают перспективы и там, и там, это еще не откровенный саботаж, но уже разумное сомнение с поводами посудачить на кухнях о «сладко загнивающем Западе». И в этой оторванности персонажей от остального населения «великого и могучего» тоже есть сходство – в «Оттепели» нам рассказывали о «богеме» и людях искусства, на этот раз речь идет о дипломатах, тех, кто имел льготы, доступы и право выезда, – тоже, как вы понимаете, не свинарки и пастухи.
И вот на этом сходство заканчивается и начинаются суровые различия. И не в пользу «Оптимистов». Самой главной проблемой, особенно отчетливо вырисовывающейся в стартовом эпизоде, является неуклюжий сценарий, Михаил Идов сочиняет замечательные истории, закручивает небывалые сюжетные спирали, но диалоги в сериалах по его текстам – это настоящая катастрофа. То, каким образом герои «Оптимистов» как бы невзначай рассказывают о себе, заставляет воздевать к небу глаза: это просто дурной тон – вкладывать в уста персонажей детали их биографии в каждой строчке диалога. Далее столь же нелепо преподносится само существование информационно-аналитической группы, смысла в ней нет никакого, но авторы раздувают значимость коллектива из шести человек до небесных масштабов.
И не то чтобы это не соответствовало советской действительности, дармоедов на гособеспечении тогда хватало, но выдумки, которые преследуют каждую сцену сериала, не позволяют считать «Оптимистов» историческим сериалом. Скорее это что-то из разряда фантазий об альтернативной реальности, какая была показана в «Обратной стороне Луны» или советских фильмах, в которых правды не было ни на грош. А к такому сериалу и отношение иное – как к более или менее удачной выдумке, призванной развлекать.
Развлекать при этом получается не очень хорошо – сюжет разрывается между вольными полетами эмоций и чувств и старательным соответствием реалиям времени. С одной стороны, герои вроде бы существуют в пределах исторических фактов, а с другой – увлечены собственными не всегда интересными, а то и откровенно скучными делами. Глядя на эту чехарду, трудно отделаться от мысли, что под проектом недаром подписалось сразу семь соавторов сценария – у кого-то лапы ломило, у кого-то хвост отваливался, а кто-то хотел написать про поездку в Париж. Попытка всем сестрам выдать по украшению не провалилась, но заметно снизила градус привлекательности шоу.
Однако при всем этом бросать просмотр после двух-трех серий не хочется, что-то «волшебное» в «Оптимистах» есть. Может быть, актерские образы – Риналь Мухаметов снова дурачится в кадре за себя и трех других парней, а Северия Янушаускайте опять пленяет своей холодностью и статью. Может быть, любопытные отсылки к историческим фактам – увы, иначе увидеть события с пилотом Пауэрсом сегодня не представляется возможным. А может, теплая «ламповая» картинка – сейчас ни кино, ни сериалы так не снимают. Да, это не самые убедительные доводы в пользу «оптимизма», но и жесткого отказа в существовании «Оптимисты» не заслуживают. Сериал наполовину полон.