«Король Болливуда» и «индийский Джеки Чан» – достаточно услышать прозвища Акшая Кумара, чтобы понять, что речь идет о суперзвезде
До того как стать актером, вы преподавали боевые искусства: карате, таеквондо, муай-тай. Как и когда вы впервые ими занялись?
Я мог бы, наверно, придумать какую-нибудь более героическую историю, но вместо этого я расскажу правду. Не судите меня строго – я тогда был мальчишкой. Мне было лет 9, когда мой сосед-ровесник занялся карате. Когда он возвращался с тренировки, он отрабатывал выученные приемы на улице перед нашим домом. Я очень завидовал ему – не столько тому, что он умел, сколько тому, что вокруг него вечно крутились девочки. Они смотрели на него с таким обожанием, как будто он был Брюсом Ли. Поэтому я упросил отца записать меня в школу карате, чтобы девочки и за мной ходили хвостиком. И это сработало как часы – до сих пор работает!
Я влюбился в карате на первом же занятии. Оно зацепило меня, как цепляют наркотики. Я обожал им заниматься, оно очень легко мне давалось, и с тех пор я вот уже почти 40 лет с увлечением тренируюсь! Хотя теперь я занимаюсь не только карате, но и другими единоборствами. Это лучшее, что случилось со мной в жизни. Я ни за что не стал бы тем, кем я стал, если бы не карате.
Вы снимаетесь в фильмах разных жанров, но более всего известны как актер боевиков и комедий. Какой из этих жанров вы предпочитаете?
Больше всего я люблю сниматься в экшен-комедиях вроде «Короля Синга» (Singh Is Kinng) и «Бешеного Ратора» (Rowdy Rathore). Потому что я сам обожаю такое кино, и потому что их с удовольствием смотрит большинство индийцев. Романтические и драматичные фильмы замечательны, но в умеренных дозах, не каждую неделю. В триллерах очень интересно сниматься, но у нас их не все ценят. Арт-кино обожают критики, но лишь немногие зрители. Комедии же любят все, потому что это отличное лекарство от житейских невзгод.
Какой была самая сложная экшен-сцена из всех, в каких вы когда-либо снимались?
В одном из моих ранних фильмов я стоял на кабине маленького самолета, летящего на высоте более 60 метров. При этом закреплены были только мои ноги. Мне никогда не было так холодно и так страшно. И это было еще не все! Потом я должен был спрыгнуть на летящий воздушный шар – не с легким газом, а с нагретым горелкой воздухом – сползти по его поверхности и запрыгнуть в корзину! Мне в то время надо было больше думать о своей безопасности, а я думал только о словах режиссера: «Ты должен все сделать с одного дубля, потому что у нас тут всего две камеры». Меня, впрочем, это устраивало – я не хотел выполнять второй дубль. И я, наверно, больше никогда в жизни не возьмусь за такой трюк. Мне очень повезло, что тогда все обошлось и получилось.
Как мастер боевых искусств и как экшен-звезда, что вы думаете о нынешней тенденции дополнять трюки компьютерными эффектами и создавать фильмы с летающими и так далее супергероями?
Вот именно – «дополнять». Одно не стоит без другого. Если вы снимаете кино о сверхлюдях, без компьютерных улучшений вам не обойтись. Но если сам ваш персонаж не нарисован на компьютерах, то вам все равно нужен актер, владеющий единоборствами. Вспомните «Матрицу» – Киану Ривз в самом деле дрался перед камерой. Художники рисовали лишь то, что его окружало. Так что наша профессия никуда не денется, хотя мы все чаще используем компьютеры. К тому же, как бы хороши ни были эффекты, зрителям проще сопереживать реалистичным боям. И, конечно, сценарий тоже очень важен. От чистых, бессмысленных эффектов зрители быстро начинают скучать. Тем более в наши дни, когда мы воспринимаем компьютерную графику как должное, и она все реже нас поражает и впечатляет.
В некоторых ваших фильмах снимались известные голливудские актеры. В частности, Сильвестр Сталлоне, Брэндон Рут и Дениз Ричардс в романтической комедии «Проклятая любовь» (Kambakkht Ishq). У вас есть на примете еще какие-нибудь западные звезды, с которыми вы хотели бы поработать?
Есть, и немало. Но это не значит, что я хочу сниматься с ними в каждом фильме. Голливуд – это Голливуд, а Болливуд – это Болливуд. Их место там, наше место – здесь. Для разнообразия здорово иногда налаживать мосты и сниматься в фильмах друг друга, но между нами всегда будут пролегать два океана. И именно поэтому каждая картина, для которой мы объединяем наши таланты, – уникальная и особенная.
Изощренные музыкальные номера всегда были визитной карточкой Болливуда, но сейчас они мешают многим иностранным зрителям, которым трудно принимать всерьез драматические фильмы и боевики, в которых персонажи «внезапно» начинают петь и танцевать. Могут ли болливудцы в будущем отказаться от этой традиции, чтобы в полной мере покорить международный рынок?
Ни за что. В этом суть нашего кино и нашего искусства. Мы предлагаем зрителям весь перечень эмоций, от юмора до трагедии, и наши песни и танцы – неотъемлемая часть этого переживания. Кроме того, многие замечательные западные ленты были мюзиклами. Например, «Миллионер из трущоб», «Бриолин», «Мэри Поппинс», «Звуки музыки», «Энни», «Артист», «Поющие под дождем»… И когда я смотрю голливудские ленты, я жалею, что там поют и танцуют не так часто, как раньше. Там ведь почти в каждом фильме есть музыкальный монтаж. Добавьте к нему танцевальные па, поиграйте с декорациями и костюмами, и получится настоящий болливудский момент!
Как вы считаете, чем иностранцы могут научиться у Болливуда?
Я думаю, что и Болливуду, и Голливуду есть чему поучиться друг у друга. Поэтому я очень люблю совместные проекты, в которых мы занимаемся, так сказать, «перекрестным опылением», обменом опытом и технологиями.
Что для вас самое сложное в работе в Болливуде?
Каждый фильм по-своему сложен, и для меня как для артиста очень важно, чтобы каждая новая картина была вызовом моим способностям – вызовом физическим или актерским. Некоторые роли требуют тщательного изучения материала и долгого вхождения в образ, другие – выполнения сложных трюков. Но, пожалуй, самое сложное – это оставаться любимцем зрителей. Завоевать их признание трудно, а потерять его – просто. И меня ничто так не пугает, как процент выживания в нашей профессии!
Ваши фильмы обычно не выходят в российский прокат, но в нашей стране у вас немало горячих поклонников, которые сами достают ваши ленты и даже порой их переводят. Что бы вы хотели им сказать? Мы передадим им ваше послание.
Я очень благодарен вам за вашу любовь и за вашу поддержку, и я обещаю, что и дальше буду изо всех сил работать для вас. Без моих поклонников я ничто. Вы – мои тайные агенты в России, и пока вы достаете мои фильмы и смотрите их, я изо всех сил буду вас развлекать. С любовью и молитвами, АК.