Вдохновляющая правдивая история о том, как французский канатоходец втайне от полиции прошел по тросу между крышами башен ВТЦ
Молодой канатоходец и жонглер Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) зарабатывает на жизнь, выступая на улицах Парижа. Однажды он видит в журнале статью о строительстве башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и у него появляется заветная мечта – натянуть между башнями трос и «прогуляться» по нему на высоте 110 этажей. Пока строители возводят небоскребы, Филипп оттачивает свое мастерство, консультируется с экспертом-канатоходцем Руди Оманковски (Бен Кингсли) и собирает сообщников, готовых помочь с его смертельно опасным и абсолютно нелегальным трюком. По своему прошлому опыту нелегальных выступлений парень знает, что будет арестован, как только сойдет с каната, и это его не пугает. Но он должен придумать, как тайком протащить трос на башни и закрепить его, не привлекая внимания охранников и полиции.
Отбирая картины для нашего перечня самых многообещающих премьер октября, мы не включили в список «Прогулку», хотя это лента режиссера «Назад в будущее» Роберта Земекиса с обаятельным и талантливым Джозефом Гордон-Левиттом в главной роли. Фильм не показался нам примечательным по двум причинам.
Во-первых, слишком уж специфичен его сюжет – основанная на реальных событиях история о феерическом трюке 40-летней давности (Пети прошел между башнями-близнецами 7 августа 1974 года). Для Америки это важное повествование, поскольку оно пропитано ностальгией по уничтоженным террористами небоскребам и поскольку американцы обожают рассказы о чужих успехах, так как черпают в них вдохновение для собственных достижений. Мы в России, однако, к башням-близнецам никогда душой не прикипали, а истории о том, как одаренный человек добился успеха, нарушив закон, в нашей стране на каждом шагу, и ввозить их из-за границы не обязательно.
Во-вторых, для поклонников Пети уже был снят замечательный документальный фильм – «Человек на канате» британца Джеймса Марша, вышедший в 2008 году и включенный многими западными критиками в их списки лучших лент года. Эта картина использовала как интервью с участниками «трюка века», так и документальные реконструкции, и нам трудно было поверить, что Земекис добавит к уже рассказанной на большом экране истории что-то значимое и содержательное.
К счастью, мы ошиблись. Хотя и не на 100%. Как мы и ожидали, первые две трети «Прогулки» очень похожи на повествование Марша о том, как Пети шел к своему триумфу. Понятно, на экране не архивные кадры, а актеры в ролях реальных людей, и Земекис использует куда больше визуальных трюков и забавных сцен, чтобы продемонстрировать, как Пети учился канатоходству, заводил друзей и готовился к главной «прогулке» своей жизни. Также в художественном фильме, в отличие от документального, большую роль играет Руди Оманковски, и Бен Кингсли, как обычно, украшает экран в образе циркового мудреца, ставшего для Филиппа своего рода вторым отцом (настоящий месье Пети ни в чем сына не поддерживал, и парень рано ушел из дома). Но по сути своей до определенного момента «Прогулка» лишь повторяет «Человека», и показательно, что мы не только видим Пети, но и слышим его закадровый голос, почти в документальном стиле рассказывающий о мыслях и чувствах, обуревавших молодого канатоходца.
Однако в тот момент, когда Филипп заканчивает закрепление троса и выходит на высотный променад, «Прогулка» наглядно объясняет, зачем она была снята. Марш в кульминации «Человека» вынужден был довольствоваться фотографиями, сделанными приятелями Пети. Земекис же смог с помощью потрясающе убедительных спецэффектов воссоздать буквально каждый шаг Филиппа по канату. Камера вместе с героем забирается на трос, заглядывает в пропасть между башнями, любуется бесстрашными канатными трюками со всех возможных точек зрения.
«Прогулка» – один из тех редких фильмов, которые выигрывают от демонстрации в 3D, так как плоская картинка не может передать того, что видит человек, смотрящий вниз с высоты 110 этажей. Камера же Земекиса не только смотрит вниз, но и пикирует к подножью башен, где Пети восхищаются его друзья и случайные прохожие. Очень трудно поверить, что значительная часть того, что мы видим на экране, – компьютерное воссоздание не только башен-близнецов, но и Нью-Йорка. Как некогда в «Форресте Гампе», Земекис покоряет зрителей не фантастичностью, а правдоподобностью компьютерной графики, создавшей сцены, которые невозможно было снять вживую. И кульминация «Прогулки», вопреки нашим ожиданиям, делает картину заслуживающей внимания – вкупе с предшествующими занимательными сценами подготовки «аферы».
Другое дело, что это все же не артистическое откровение и не кино для всех и каждого. Людям с сильным страхом высоты в кульминационных сценах, возможно, придется отвести глаза, поклонники лихо закрученных сюжетов и напряженных конфликтов не найдут для себя ничего интересного в прямолинейной, деловитой и минимально конфликтной «Прогулке», а тех, кто любит повторять «Показывайте, а не рассказывайте!», разочарует обилие закадрового текста. Земекис постарался ярко рассказать реальную историю, но он не «оголливудил» ее, чтобы превратить в универсальное зрелище.
Мы не против этого – мы просто констатируем, что если вам не интересно смотреть, как несколько французов сорок лет назад проникли на вершину ВТЦ и как один из них несколько раз прошел несколько десятков метров по тросу на высоте 400 метров, то «Прогулка» для вас не лучший способ потратить два часа. С другой стороны, если вы обожаете фильмы и сериалы о харизматичных и одержимых профессионалах, которые годами идут к успеху и добиваются своего, то «Прогулка» может стать одной из ваших любимых лент. Ведь ее герой куда симпатичнее и обаятельнее, чем, например, Стив Джобс, а успех Пети – не набитые карманы, а изумление зрителей. И то ни с чем не сравнимое чувство, которое охватывает канатоходца, когда он покорил недосягаемую высоту.
С 15 октября в кино.