
Каринэ Фолиянц -- молодой драматург и режиссер, дебютировала фильмом "Ноктюрн для барабана и мотоцикла"(1995). Сейчас снимает свою вторую полнометражную картину -- "Муки любви". Проект этот интересен тем, что в съемочной группе работают только студенты ВГИКа.
Каринэ Фолиянц – молодой драматург и режиссер, дебютировала фильмом "Ноктюрн для барабана и мотоцикла"(1995). Сейчас снимает свою вторую полнометражную картину – "Муки любви". Проект этот интересен тем, что в съемочной группе работают только студенты ВГИКа.
-- Расскажи, Каринэ, о своих "Муках любви"…
-- Сценарий был написан очень быстро, под конкретных актеров. Я хорошо понимала, что просить под него деньги бесполезно – это не коммерческий проект. Хотя фильм о любви, чего зритель сейчас явно недополучает. Но я осознавала, что шансы осуществить мой замысел – где-то один к тысячи. А поскольку я связана со ВГИКом тысячами нитей и даже пут – я здесь училась, в прошлом году закончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию, на нескольких вгиковских фестивалях работала в отборочной комиссии – то пришла с этим замыслом в родной институт. Я хорошо представляла возможности нашей учебной киностудии, понимая, что здесь реальная возможность работать: аппаратура, пусть и не самая новая, но есть, так что развернуться можно. У меня сложились хорошие отношения с руководством студии, в частности с проректором по фильмопроизводству и сопродюсером нашего будущего фильма Анатолием Николаевичем Притчиным. Я очень благодарна ректору Александру Васильевичу Новикову, который согласился на этот эксперимент. У меня во ВГИКе куча друзей и хороших знакомых, людей, которые прекрасно понимают, что многие из них могут "не понюхать" большого кино. Ситуация в отечественном кинематографе такова, что три четверти студентов киношкол после получения диплома говорят кинематографу "до свидания". Поэтому мои друзья согласились работать даже за небольшие деньги и в условиях, которые мы с продюсерами в состоянии им предложить.
-- Многие полагают, что есть смысл поработать не совсем по профессии, а потом, когда ситуация существенно "потеплеет", делать кино в нормальных условиях.
-- А я хотела бы предупредить начинающих – не надо сразу требовать: дайте мне офигительную камеру, офигительную аппаратуру и тогда я начну делать офигительное кино. Можно начинать не с самой крутой камерой и техникой, не с самой крутой пленкой (хотя я сейчас работаю на "Фуджи" и это как раз то, на что я рассчитывала) и не в самых роскошных павильонах. Если мне есть что сказать зрителю, если есть энтузиасты, готовые со мной работать, то можно снимать и на устаревшем оборудовании. Работать с людьми, для которых на первом месте не деньги, а возможность заявить о себе – по-прежнему можно. Поэтому и родилась идея задействовать студентов и выпускников института на съемках.
-- Думаю, ВГИКу довольно интересно и даже выгодно попробовать сделать "собственное" кино, дабы студенты-дипломники – а твоя картина будет дипломом для оператора Олега Лукичева, художника Ахшара Цавкилова, художника по костюмам Ольги Фроленковой, звукооператора Александра Феденева – могли защититься не традиционной короткометражкой, а участием в постановке "взрослого" режиссера.
-- Хорошо зная творческую ситуацию внутри института, я всегда понимала, что студенты вгиковских факультетов разобщены. Этот недостаток общения чувствуется в их работах. Не секрет, что руководство с подобным разобщением уже давно борется. А в нашем проекте появляется идеальная возможность соединить представителей всех факультетов. Те, кто учился во ВГИКе знают, что короткометражный фильм снимается здесь около 10 лет, а потом еще столько же монтируется. А у нас – четкие производственные рамки, жесткие сроки. Снимаем по 300 метров каждый день, 100 из них должны быть полезными. Мы работаем быстро и жестко. Наше кино – малобюджетное, что-то мы не можем себе позволить взять в аренду. Но это многому учит. Хотя ребята собрались с разных факультетов, но часто они работают не по своей профессии. Например, ассистент режиссера Игорь Тер-Карапетов учится на сценарном факультете. Для него работа на нашей картине – полезный человеческий и профессиональный опыт. Думаю, что писать сценарии он будет если не лучше, то ближе к реальному производству. Наша девушка с хлопушкой Аня Сапунова – будущий киновед. Думаю, что после института она не просто научится писать о фильмах, но и узнает о том, как они создаются. В фильме снимаются несколько студентов актерского факультета, главные роли сыграют выпускники ВГИКа – Далер Маджидов и Фархад Махмудов. В главной женской роли – Светлана Чуйкина, актриса из Саратова. Большинство средств на фильм дал институт. Удалось найти спонсора, выделившего для картины часть живых денег.
-- Тебе не тяжело?
-- Так получилось, что самый профессиональный человек в группе – я. И по возрасту, и по опыту. С другой стороны, со своими ребятами я чувствую себя гораздо свободнее, чем с опытными кинематографистами, с которыми я встретилась на первой картине. Там я была самой молодой, и однажды, когда я пришла на площадку, то услышала от осветителя: "Девочка, а ты что тут делаешь?" А здесь собрались люди одного поколения, просто я немного старше и мне уже довелось поработать в большом кино. Мне с ними работать комфортно, мне комфортно снимать на небольшие деньги. Но я не знаю ни одного взрослого кинематографиста, который согласился бы работать с таким бюджетом.
-- Смена поколений – довольно болезненная проблема. В кино приходит мало новых людей, и в этом видят причину стабильных неудач отечественного кино, его невостребованности зрителем…
-- Мне кажется, что классики, которых я очень уважаю, сегодня в состоянии некой растерянности. А молодые знают, что сказать. Другой вопрос, что они не всегда владеют профессией, еще не вполне понимают, как делать кино. Есть проблема поисков нового киноязыка, проблема самовыражения. Но отношения с временем у молодых действительно другие. Я живу в это время, я его чувствую и не собираюсь от него убегать. Об этом времени я пишу прозу, сценарии, снимаю кино. Мне это время интересно. То же самое я могу сказать о тех, кто со мной работает.