На фоне участившихся новостей о распоясавшемся вирусе Эбола не будет лишним вспомнить, как эпидемии представляют в кино
Ни в коем случае не претендующий на гениальность, но весьма занятный фантастический ужастик, примечательный в первую очередь тем, что это неофициальная экранизация рассказа Г.Ф. Лавкрафта «Цвет из иных миров». Действие картины происходит в небольшом городке, в районе которого с неба падает странный метеорит, заражающий окрестную воду, – с этого момента все вокруг начинает медленно, но неотвратимо гнить. Что нетипично для подобных фильмов, повествование ведется от лица подростка, беспомощно наблюдающего за тем, как разложение захватывает его семью. У фильма есть определенные проблемы по части сбивчивой режиссуры, что объясняется тем, что постановщик картины Дэвид Кит лучше известен как актер и это его дебют. Тем не менее атмосфера распространяющейся болезни в фильме передана вполне убедительно, а Уил Уитон «тянет» главную роль без особых проблем – кстати, годом ранее он сыграл главную роль в «Останься со мной», экранизации книги другого маэстро хоррора, Стивена Кинга.
До того как Джеймс Ганн начал снимать стослишниммиллионное кино про стражей Галактики, он подвизался на ниве трэша – как совсем беспробудного, от студии Troma, так и более приличного и «цивильного», как «Слизняк». История начинается с того, что в лесу возле небольшого городка падает некое небесное тело, заражающее одного из жителей. Теперь тот потихоньку превращается в мерзкого монстра, а попутно пытается превратить земляков в себе подобных, распространяя по городку свои «личинки». Очевидно, что ноги «Слизняка» растут из классического «Вторжения похитителей тел», но знаковый сюжет Ганн превратил в разухабистую черную комедию, в которой и не знаешь, бояться или смеяться. Плюс он собрал отличный каст из актеров, умеющих играть «с фигой в кармане», как никто другой, – Натан Филлион из «Светлячка», Элизабет Бэнкс, Майкл Рукер. В прокате фильм, впрочем, провалился (кто-то не очень умный выдал Ганну на это хулиганство аж 15 миллионов долларов), также постановщика слегка попинали за возможный плагиат с культового хоррора «Ночь кошмаров» (1986), где людей тоже заражали «космические пиявки». Сам Ганн отмахнулся – мол, на самом деле идею «пиявок» он украл из хоррора «Судороги» Дэвида Кроненберга. Обознатушки-перепрятушки!
Сюрреалистичный японский хоррор, действие которого разворачивается в больнице. В ночную смену в приемное отделение поступает тяжело больной пациент. Небрежность врачей приводит к трагическим последствиям, и персонал решает «подправить» медицинский отчет так, чтобы избежать ответственности. Однако это только начало – у персонала больницы начинают проявляться странные симптомы. В отличие от большинства фильмов об эпидемиях, «Инфекция» – кино, которое не следует воспринимать «в лоб», быстро и неотвратимо распространяющаяся болезнь здесь скорее символ разложения человеческих душ. Неоднозначный финал кого-то заставит раздраженно почесать в затылке, а у кого-то надолго застрянет в памяти, заставляя возвращаться к картине снова и снова.
Экранизация одноименного романа Хосе Сарамаго, заметно уступающая книге, – при том, что снял фильм замечательный Фернандо Мейреллеш («Город Бога»), а разыграли такие прекрасные актеры, как Джулианна Мур, Марк Руффало, Гаэль Гарсия Берналь и Дэнни Гловер. Эпидемия в картине начинается с внезапной слепоты молодого японца – медицинский осмотр не выявляет ничего экстраординарного, но факт остается фактом. В скором времени появляются новые ослепшие, которых правительство решает изолировать в местной психушке. Джулианна Мур играет жену ослепшего офтальмолога (Марк Руффало), которая также выдает себя за слепую, чтобы не расставаться с мужем. По мере того как болезнь снаружи приобретает характер эпидемии и ослепших становится все больше, «изолятор» погружается в хаос и анархию. Многим критикам картина не понравилась, и кассовым хитом «Слепота» не стала, но сам Сарамаго, говорят, был настолько счастлив после просмотра, что даже расплакался.
Жуткий вирус, вырвавшийся на свободу, быстро проредил человечество до такой степени, что в живых остались единицы. Главные герои фильма оказались вдали от очагов инфекции, когда все началось, и с тех пор все время перемещались, что помогло им избежать заражения. Но что делать, когда мир вокруг разрушен? На что надеяться? Куда бежать? Тем не менее персонажи цепляются за жизнь, не замечая, как постепенно теряют то, что делает их людьми. «Носители» – кино неторопливое, в каком-то смысле медитативное, но тем не менее бьющее наотмашь. Мир, где эмоции обострены, желания подменили инстинкты, а сострадание вытеснила холодная рациональность, в картине получился весьма убедительным, а Крис Пайн в одной из главных ролей подал мощную заявку на звездный статус. Интересно, что постановщики «Носителей», испанцы Алекс и Давид Пастор, продолжили свою режиссерскую карьеру еще одним фильмом об эпидемии, который так и называется, «Эпидемия» (2013), и рассказывает о неожиданно проявившейся у людей агорафобии.
Если бы мы раздавали награды за самые необычные эпидемии в кино, на первое место всерьез претендовала бы «Последняя любовь на Земле» – аллегоричная апокалиптическая мелодрама о том, как люди начали по очереди лишаться чувств. Обоняние, вкус, слух, зрение, осязание… Шаг за шагом человечество приближается к тому, что превращается в беспомощных новорожденных кутят, но те, кого связывает настоящая любовь, будут цепляться друг за друга до последнего. Тем, кто привык к более прагматичным и рациональным драмам, «Последняя любовь на Земле» может показаться слащавой и надуманной, а некоторые ее сцены кажутся лишними (эпизоды, в которых потерявшие чувство вкуса люди поедают мыло, смотрятся странно), но сентиментально настроенным романтикам картина может показаться чуть ли не откровением. Плюс Юэн МакГрегор и Ева Грин в главных ролях ну очень трогательные.
Амбициозная международная постановка, объединяющая добрый десяток звезд и охватывающая практически весь земной шар. Жена американца по имени Митч возвращается из Гонконга с признаками болезни. На первый взгляд кажется, что это обычный грипп, но вскоре становится очевидно, что это нечто более серьезное – женщина умирает, следом умирает ее сын, и это дает начало самой масштабной эпидемии XXI века. В картине несколько центральных персонажей и ключевых сюжетных линий, и некоторые из них получились слабее других, но одновременно в «Заражении» есть крайне интересные образы (особенно ярким получился истеричный блогер в исполнении Джуда Лоу), а сценарий старается выстроить как можно более правдоподобную и реалистичную хронику распространения смертоносного вируса в современном мире и, конечно же, борьбы с ним.
Первый полнометражный фильм Илая Рота, заявивший о нем как о постановщике «грубоватом», но жестком, бескомпромиссном и совсем неглупом. Фильм рассказывает о группе подростков, приехавших в лесной домик на отдых, не зная, что по округе распространяется жуткий вирус, быстро превращающий своих носителей в разлагающиеся трупы. Первые симптомы заражения проходят незамеченными, но вскоре ребята понимают, что вляпались всерьез, – и с этого момента их дружба дает серьезную течь. «Лихорадка» удачно сочетает саспенс, кровавую натуралистичность и остросоциальный комментарий, что сделало ее культовым хитом. Через семь лет был снят сиквел, но он заметно отличался от предшественника по тону – постановщик Ти Уэст, по всей видимости, пытался сделать из фильма комедийный хоррор-фест в духе «Живой мертвечины». Не так давно был снят слабенький приквел «Лихорадка: Пациент Зеро» (2014), к которому Илай Рот не имел никакого отношения. Также планировалось продолжить цикл четвертой частью, но слабая реакция на «Пациента Зеро» заставила авторов отказаться от этих планов.
Один из лучших хорроров своего времени и первый большой фильм Дэвида Кроненберга – до этого он снимал преимущественно короткометражки и телефильмы. Как и в упоминавшемся ранее «Слизняке», эпидемию разносят маленькие омерзительные пиявки, распространившиеся по водопроводной системе большого жилого комплекса. Проникнув в тело человека, они меняют своего «носителя», делая его сексуальное желание неконтролируемым. Во всем этом нетрудно увидеть социальный комментарий по поводу распространения венерических болезней и общего падения нравов (хотя сам Кроненберг как-то говорил, что ему самому ближе герои уже после заражения), но «Судороги» работают и как вполне прямолинейный хоррор. Следить за неотвратимо распространяющейся по комплексу эпидемией крайне увлекательно, а финальная сцена, в которой главного героя загоняют в бассейн, где уже плещутся десятки зараженных жильцов, надолго врезается в память. На кинофестивале в Ситжесе Дэвид Кроненберг получил за «Судороги» приз как лучший режиссер, но одновременно картина вызвала волну критики в его сторону. Как, впрочем, и многие другие будущие фильмы.
Вольфганг Петерсен в своих фильмах всегда тяготел к экстремальным ситуациям, и «Эпидемия» – одна из лучших, хотя и неоднозначно встреченных его картин (в прокате она стала хитом, однако критики в своих мнениях разошлись). Дастин Хоффман, Рене Руссо, Кевин Спейси и Кьюба Гудинг-младший играют группу эпидемиологов, которые пытаются остановить опаснейший вирус, передающийся воздушно-капельным путем и прибывший в Штаты с зараженной обезьянкой-капуцином. Помимо того что «Эпидемия» – это динамичный и невероятно увлекательный триллер, в котором поговорка о том, что каждая минута на счету, приобретает буквальное значение, это еще и парад высококлассных актерских работ. А также мощное и убедительное предостережение о том, что наша планета по-прежнему остается местом опасным и непредсказуемым, а поставить человечество со всеми своими достижениями науки на грань вымирания может одна маленькая обезьянка.