Перезагрузка цикла «Терминатор», в которой нет изобретательного экшена, но зато много смешных приколов
В недалеком будущем, после восстания машин, глобальной войны и уничтожения большей части человечества, людям под командованием Джона Коннора (Джейсон Кларк) удается разрушить управляющую роботами сеть «Скайнет». Однако несколькими минутами ранее машины успевают отправить в прошлое человекоподобного робота, который должен убить мать военачальника и предотвратить его появление на свет. Кайл Риз (Джей Кортни), один из ближайших друзей и соратников Коннора, переносится в 1984 год, чтобы остановить «терминатора». Но, пока Кайл путешествует во времени, прошлое, настоящее и будущее изменяются. И он обнаруживает, что Сара Коннор (Эмилия Кларк) из 1984 года – не пугливая официантка, а решительная воительница, которую с детских лет растит посланный в прошлое людьми терминатор T-800 (Арнольд Шварценеггер), ставший защитником и воспитателем девушки после гибели ее родителей.
Когда в 2007 году киностудия The Halcyon Company занялась созданием четвертой серии «Терминатора», она с подачи режиссера МакДжи решила, что ее картина будет историей не о настоящем и о не путешествиях во времени, а о будущей войне людей и машин. Это была интересная, смелая идея, но достойного кино из нее не получилось, и вышедший в 2009 году блокбастер «Терминатор: Да придет спаситель» не смог даже полностью окупить все расходы на его производство и раскрутку. В результате The Halcyon Company обанкротилась, и права на цикл вновь сменили владельца.
Новые хозяева «Терминатора» из студии Skydance Productions пошли ровно противоположным путем. Их «Терминатор: Генезис», поставленный режиссером сериала «Игра престолов» и комиксного блокбастера «Тор 2: Царство тьмы» Аланом Тейлором, не изобретает будущее, а переписывает прошлое. Картина начинается почти так же, как самый первый «Терминатор», – с тем отличием, что лента проводит куда больше времени в компании Риза и Коннора в будущем. Но когда обнаженный T-800 переносится в прошлое и требует у гопников из 1984 года, чтобы они отдали ему свою одежду, на него внезапно нападает «пожилой» T-800, прибывший в прошлое для охраны Сары Коннор (механическая начинка роботов этого типа не стареет, а вот биологическая оболочка меняется так же, как обычное человеческое тело).
С этого момента картина переворачивает все, что мы знаем о временной линии цикла, с ног на голову. Сара оказывается воспитанницей T-800, в 1984 году обнаруживаются несколько преследующих ее терминаторов разных типов, а Кайл Риз, вместо того чтобы спасать «невинную девушку» и обучать ее военному искусству, сам получает от нее несколько уроков борьбы с продвинутыми терминаторами.
Казалось бы, лента прокладывает новый путь. Но на деле она оказывается постмодернистским коллажем из «лучших хитов предыдущих серий». Фильм потрясает почти полным отсутствием постановочной и дизайнерской фантазии. Можно по пальцам пересчитать экшен-сцены «Генезиса», не имеющие прямых аналогов в первых трех лентах цикла. И прежние боевые фрагменты, особенно в «Терминаторе 2», смотрятся лучше их новых клонов. Хотя, казалось бы, в распоряжении Тейлора были более продвинутые эффекты и больший бюджет (170 миллионов долларов!).
Пожалуй, самое большое разочарование ленты – ее главный злодей. Поскольку об этом упоминается в трейлерах, мы вправе написать, что это киборгизированный Джон Коннор, пойманный роботами в тот момент, когда люди почти одержали победу, и посланный в 2010-е годы, чтобы обеспечить триумф «Генезиса». Картина представляет его как принципиально новую, суперкрутую модель терминатора, но Коннор устроен примерно так же, как T-1000. Только он не из жидкого металла, а из наночастиц. Это сказывается на изображающей его «эволюции» компьютерной графике, но не на его боевых способностях, и герой Кларка лишь немногим более опасен, чем персонаж Роберта Патрика из «Терминатора 2». Тоже мне апгрейд!
Можно было ожидать, что картина попытается извлечь максимум драматизма из того, что сын Кайла и Сары стал их главным противником. Но после первоначального обалдения герои быстро решают, что раз Джон попал под власть компьютерного разума и спасти его невозможно, то они должны его убить. Больше этот мучительный вопрос не поднимается, а Джон даже не пытается эксплуатировать родительские чувства героев. Он ведет себя точно так же, как вел бы себя на его месте любой терминатор «Скайнет».
Кстати, о Джее Кортни и Эмилии Кларк в образах Риза и Сары. Про первого мы все поняли в провальном блокбастере «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (мужественный актер, но в главные героические роли его пихают зря). А вот вернувшая волосам темный цвет королева Дейенерис из «Игры престолов» достаточно харизматична, чтоб играть Сару Коннор – если бы мы не знали, как ярко играла эту роль Линда Хэмилтон. Кроме того, звезде недостает роста. Она на 10 см ниже Хэмилтон, и рядом со своими рослыми партнерами Кларк выглядит малышкой.
Так что же, у «Генезиса» нет безусловных достоинств? Есть. Это достоинство зовут Арнольд Шварценеггер. Несмотря на возраст, харизма из актера так и прет, и он украшает любую сцену, в которой участвует. И дело не только в его суровой внешности. Т-800 в «Генезисе» – уморительно смешной персонаж, нечто среднее между непоколебимым терминатором, роботом Вертером и папашей-цэрэушником из «Знакомства с родителями». Каждая его вторая фраза вызывает усмешку, а каждая третья – гомерический хохот. Кажется странным рекомендовать новую серию «Терминатора» из-за того, как смешно Т-800 улыбается, когда пытается имитировать человека, но поверьте – комическая игра Шварценеггера этого достойна. И она никак не сказывается на крутости персонажа. Как она не сказывалась и в «Терминаторе 2», где у Т-800 тоже были смешные сцены.
Вообще, «Терминатор: Генезис», в отличие от фильмов Джеймса Кэмерона, смотрится не как мрачный фантастический боевик, а как легкомысленное фантастическое приключение, в котором много юмора, мало смертей значимых персонажей и много сюжетных нелепостей. Как вам, например, такой перл – в цикле, где вся суть в том, что угрозу надо давить в зародыше, герой говорит: «Пока программу пишут, она безопасна. Давайте отправимся с ней бороться в то время, когда останется лишь несколько дней до активации!»?
Получить удовольствие от такого кино можно. Но в основном это будет удовольствие от новых встреч с уже знакомыми роботами и экшен-сценами, от пронзительного взгляда Эмилии Кларк, от комедийного «жжения» Шварценеггера… И от комических же сцен Дж. К. Симмонса в роли единственного калифорнийского копа, который знает о существовании роботов из будущего. Что ж, лучше так, чем никак.