Сразу два онлайн-релиза уходящей недели переносят зрителей в студии телевизионных шоу 70-х годов. На отечественных стримингах вышел оккультный хоррор «Полночь в прямом эфире», а на зарубежных платформах — экспрессивная комедия о первом выпуске скетч-шоу Saturnay Night Life, которое впоследствии стало культовым. Оказалось, что в последние пару лет многие кинематографисты пробовали освоить телеформат в кино — рассказываем о новинках, которые не побоялись прямых эфиров.
Для американской публики SNL не нуждается ни в представлении, ни в рекомендациях, впрочем, многие скетчи прославились и за рубежом, а выпускники вечернего комедийного шоу закрепились в Голливуде. Режиссер Джейсон Райтман, который и сам приложил руку к некоторым номерам, снял полнометражное признание в любви пионерам формата — Джеймсу Белуши, Чеви Чейзу, Дэну Эйкройду, Джильде Раднер, Лорейн Ньюман и продюсеру Лорну Майклзу и сценаристке Рози Шустер. Почти двухчасовая картина следует производственному методу сериала «Медведь» — погружает зрителя в жерло студийного вулкана: сумасшедший темп и угрожающий цейтнот! Через полтора часа SNL выйдет впервые в эфир, а пока все идет не так. Картина конгениальна передаче — вышел обаятельный капустник с множеством актерских камео и нутряковых шуток. При этом фильм явно отдает должное временам, когда юмор был прогрессивным и в прямом эфире не боялись радикально шутить, несмотря на цензуру.
«Полночь с дьяволом» — один из хоррор-хитов уходящего года, который добрался и до отечественного проката. Вновь стилизация под шоу 70-х и шутки про Джонни Карсона, но теперь со зловещими нотками. Ведущий Джек Делрой (Давид Дастмалчян) недавно похоронил жену и возвращается в эфир с особенным хэллоуиновским спешлом. Во время вечернего шоу Делрой с помощью гостей попытается на всю страну доказать существование медиумов. Чтобы уравновесить шансы, в студию приглашен и ярый скептик (Иэн Блисс), который будет подвергать сомнению паранормальную тарабарщину. Если вам кажется, что синопсис похож на рядовой выпуск «Битвы экстрасенсов», то вам не кажется: фильм Камерона Кернса верно следует телевизионным законам, но любителей жанра определенно порадует эффектным финалом.
Аргентинский хоррор с большим опозданием, но все же добрался до отечественного проката, а затем и онлайн-кинотеатров и в чем-то даже предвосхитил «Полночь с дьяволом», но проиграл в зрительском потенциале. Дебютный фильм режиссёра Кристиана Хесуса Понсе — картина куда более насыщенная при схожем синопсисе. В последнем выпуске политической передачи «За 60 минут до полуночи» продюсеры шоу решаются на отважный шаг: в прямом эфире доказать связь действующего президента страны с лидерами сектантских объединений. Ставка сделана не только на стилизацию под ретро и телеформат, но и на создание иррационального пространства в кадре, где джалло смешивается с нуаром, а оккультный хоррор — с политическим триллером. Возможно, «Паранормальное» не поспевает за собственным амбициями, но точно выделяется как авторская лента об исторической памяти и попытка осмыслить жанровыми средствами период хунты в Аргентине.
Режиссерский дебют Анны Кендрик — серая лошадка среди триллеров и хорроров завершающегося 2024 года. Сюжет отталкивается от реальной истории: в 1978 году серийный убийца пришел на ТВ-шоу о слепых свиданиях и был одним из трех потенциальных партнеров на выбор. Кендрик совмещает прямой эфир в студии с флешбэками жутких убийств: получается довольно напряженная картина о зле, которое у всех на виду, но при этом остается не пойманным и не наказанным. Кендрик не совершает революции в жанре, но вдумчиво и профессионально вырабатывает киноязык, отказываясь от кинематографического насилия и романтизации фигуры маньяка — вместо этого дебютантка обращает внимание на жертв и очень точно передает ощущение дурного предчувствия или даже пресловутой интуиции: вроде бы все в порядке, но где-то внутри раздирает тревога.
В случае с картиной «Пятое сентября» Тима Фельбума придется оставить рекомендацию на будущее. Премьера состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале, а в международный прокат лента выйдет в начале 2025 года. Тем не менее вокруг напряженного триллера уже ходят разговоры о наградном потенциале. «Пятое сентября» описывает те же трагические реальные события, что и «Мюнхен» Спилберга: в 1972 году во время Олимпиады случился теракт, жертвами которого стала сборная Израиля. Тим Фельбаум показывает трагедию глазами журналистов спортивного отдела ABC, которые освещали соревнования. Перед телередакторами встает непростая этическая и профессиональная дилемма: можно ли в прямом эфире транслировать теракт и следить за захватом заложников? У Фельбума вышел одновременно и напряженный производственный триллер в тесном пространстве студии, и чуткое размышление о ремесле, где нет времени на сомнения, когда эфир уже идет.