16 ноября в 22:00 на телеканале ТНТ выходит драматический триллер «Перевал Дятлова». Загадочная гибель девяти туристов в Уральских горах зимой 1959 года обросла множеством легенд: некоторые исследователи даже выдвигали версию о встрече тургруппы с НЛО или приписывали одному из участников похода связь с американской разведкой. Разобраться в этой истории в новом киносериале «Перевал Дятлова» предстоит майору КГБ Олегу Костину (Петр Федоров) – вымышленному персонажу этой детективной истории.
Съемки сериала начались почти два года назад — в 2018 году в Хибинских горах Мурманской области. За это время благодаря доступу к не обнародованным до сих пор материалам создатели смогли не только пролить свет на таинственные события той февральской ночи, но и детально реконструировать в кадре жизнь в СССР конца 50-х. Для этого приходилось ездить по всей стране в поисках на первый взгляд незначительных вещей из ушедшей эпохи, но благодаря этим едва заметным акцентам зритель сможет полностью погрузиться в прошлое.
Художественный образ фильма формирует художник-постановщик вместе с режиссером и оператором. Проще говоря, все, что вы видите в кадре, оказалось там не просто так, а благодаря труду постановщика. Даже если съемочная группа приезжает на красивую натуру, снять все быстро не получится. Порой нужно оттянуть веревками деревья, переставить тяжеленные валуны или подсыпать обычные сугробы, которые вытаптываются командой. Съемки «Перевала Дятлова» проходили в том числе и на Алтае, где снега, казалось бы, достаточно, но постановщикам приходилось постоянно набирать его в санки и подвозить в кадр, чтобы на экране всегда было девственно-белое «покрывало».
Поиск атрибутов для воссоздания уклада конца 50-х начался еще за 2–3 месяца до съемок. Постановщики изучали эпоху по старым фотографиям, проводили много времени на форумах, где люди обмениваются старыми вещами или ищут их, стихийных рынках и на складе «Мосфильма». Что-то приходилось буквально «добывать» по всей стране, потому что найти в одном месте те же туристические фонарики или старые лыжи из 50-х в рабочем состоянии практически невозможно.
Чтобы сделать лыжи, как у «дятловцев», постановщики подготовили эскизы по старым фото из похода и отправили их на небольшой завод в Кировской области. Там специально для сериала выточили форму и сделали несколько пар. Затем художники сами обработали их смолой, поставили на них крепления и «новые старые» лыжи вручили актерам. На съемках использовалось несколько видов лыж. Старые крепления – это просто ремешки, которые наматываются на валенки. На это уходило слишком много времени, а на съемочной площадке дорога каждая минута. Чтобы актеры меньше возились с ремешками, на некоторые лыжи поставили новые крепления, а на общих планах они снимались на современных.
Рассказывает актер Максим Емельянов («Фарца», «Сибирь.Монамур») – исполнитель роли «дятловца» Георгия Кривонищенко: «Ходить на старых лыжах сложно. Здесь нужна особая выдержка. Ты должен пройти так, чтобы не сломать кадр: если тебя покатит, можно запороть дубль. Они очень скользкие, да и снимали мы в погоду, которая не очень подходит для лыж. На улице было всего +2, а мы должны были изобразить, что нам холодно, как будто температура ниже –20».
Настоящим вызовом для художников-постановщиков стала декорация вагона поезда 1959 года. В полностью оригинальном состоянии их нет: даже тот, что стоит в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, уже несколько раз переделывали под разные киносъемки.
Декорация для «Перевала Дятлова» строилась месяц из оригинальных деталей других вагонов 50-х. Сначала были сделаны подробные фото музейного экспоната, а затем по ним и на основе материалов из Сети построили вагон с немного измененными размерами, чтобы в нем помещалась камера.
Один из членов съемочной группы объехал все вагоноремонтные заводы страны: номерки над койками достали в Курске, лампочки купили в Тамбове, а поручни нашли в Воронеже. Многое все равно приходилось изготавливать с нуля, например, двери для вагона.
Сейчас художникам предстоит воплотить самую сложную декорацию на одном из подмосковных склонов. Это одна из главных сцен сериала – сцена гибели группы Дятлова на «горе мертвецов» (так с мансийского переводится название места, где нашли туристов): актерам предстоит бегать по камням босиком, в разорванной одежде и долго лежать в снегу.
На склоне постановщики строят специальные подиумы, чтобы поставить туда палатку, будто она находится в выкопанном углублении, и создают имитацию ледяных плит. Это сложная декорация с хитрыми инженерными решениями: механизмами, проводами, рельсами. Само собой, все это нужно снова засыпать снегом.
Поездка на Алтай стала настоящим приключением для съемочной группы и уроком выживания. Санки со снегом оказались ерундой в сравнении с тем, что для них приготовила красивая, но суровая природа. Снимали на высоте 2300 м: дороги и тропы завалило снегом настолько сильно, что застревали даже подготовленные армейские ГАЗ-66 и «Уралы». К началу съемок ситуация стала еще хуже: когда кому-то нужно было покинуть высокогорную площадку, приходилось вызывать гусеничные транспортеры. На Алтае снималась эффектная пиротехническая сцена, в которой горит лес и падают деревья. После согласования с властями постановщики подпилили и обмотали стальными тросами пару десятков деревьев, а пиротехники, как всегда, не поскупились на взрывы. В этом пекле метался актер, и только в самые «горячие» моменты его заменял дублер.
Там же, в горах, ставили сцену, где поисковики проваливаются под лед: для этого соорудили декорацию из снега высотой 3 м, внутрь которой без страховки падал каскадер и приземлялся на прямые ноги. Уже в Москве эту сцену досняли с нижней точки в декорации с оргстеклом, чтобы зритель со всех ракурсов увидел, как человек проваливается.
Вспоминает актер Максим Емельянов («Фарца», «Сибирь.Монамур») – исполнитель роли «дятловца» Георгия Кривонищенко: «У меня есть небольшая сцена, где я делаю трюк. Я лезу в лабаз (тайник, в котором туристы прячут припасы, чтобы не носить с собой лишний груз – прим. ред.), случайно вскрываю древнюю могилу и от испуга валюсь глубоко под землю. Моя мама работает художником-гримером, и тем утром она со мной не разговаривала. Я так не переживал за себя, как остальные люди на площадке. На мне была страховка, поэтому я был спокоен и к третьему дублю уже летал как птица».
Съемочная группа – сложный механизм, где каждый член команды, от режиссера до ассистентов, прикладывает максимум усилий, чтобы фильм получился интересным. Документальная правдоподобность в кадре – заслуга не только постановщика, но и художников по костюмам и реквизиту.
Премьера сериала «Перевал Дятлова» состоится 16 ноября в 22:00 на ТНТ.