Специально для фанатов сай-фая мы собрали список лучших представителей жанра, которые можно найти на российском Netflix. Для любителей олдскула — боевик со Сталлоне, для вдумчивого просмотра — философская фантастика Алекса Гарленда, а тем, кто хочет глубже погрузиться в сюжет, мы советуем включить интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» о свободе выбора.
Бессмертная классика сай-фая 90-х, которая, несмотря на некоторую наивность, особенно заметную с позиции зрителя XXI века, сохранила вайб безумного футуристического блокбастера. Будущее в «Разрушителе» невероятно стерильно: за бранные слова выдают предупреждения, оружие запрещено, секс — только виртуальный, а каждый гражданин до тошноты законопослушен. Уничтожить эту идиллию предстоит преступнику Саймону Фениксу (Уэсли Снайпс) и детективу Джону Спартану (Сильвестр Сталлоне). Оба только что вышли из криогенного сна, оба искренне ненавидят друг друга и готовы ценой любых жертв устроить кровавую дуэль посреди высокотехнологичного мегаполиса. Мораль «Разрушителя», в общем-то, проста и не совсем уж гуманна (хотя из уст протагониста звучит крайне убедительно): праведный кулак правосудия может быть болезненным, но в его необходимости сомневаться не приходится. Таков и сам фильм Марко Брамбиллы — прямолинейный в плане сатиры, не церемонящийся с характерами и сюжетом, но сомневаться в его эффектности тоже не выйдет. Уж слишком обаятельная дурость прямиком из эпохи VHS.
Для любителей старомодных глупых сай-фаев с крутыми фразочками и брутальными героями.
Странный киберпанк от создателя «Исходного кода» и «Луны 2112», который работает с сеттингом мира будущего лишь косвенно. Хотя окружение в «Немом» напоминает эффектные декорации «Бегущего по лезвию», его герои взаимодействуют с ними крайне редко. Одна из причин — отношение протагониста, безмолвного бармена, отправившегося на поиски пропавшей возлюбленной, ко всему высокотехнологичному. В общем-то, именно его ретроградство делает фильм Дункана Джонса таким «неправильным», ломающим ожидания. Вместо нуара с роботами и современными примочками (они здесь тоже есть, но едва ли важны) — олдскульный представитель жанра, умышленно игнорирующий нагрянувший прогресс. И без того трогательный финал обрамляется посвящением Дэвиду Боуи, отцу режиссёра.
Для любителей лаконичного киберпанка, где простая человеческая история затмевает лоск футуристических декораций.
Расплывчатое философское высказывание Алекса Гарленда («Из машины», «Разрабы») — пожалуй, одного из главных современных авторов жанра, который не боится по-своему трактовать вопросы жизни, смерти, любви и судьбы. «Аннигиляция» это не просто красочное и жуткое путешествие по территории, где упавший метеорит преобразил природу вокруг себя, но и метафизическая одиссея нескольких женщин, каждая из которых находится перед сложным моральным выбором. Ответов ни зритель, ни персонажи, разумеется, не получат — уж слишком Гарленд хитёр, чтобы пытаться объяснить необъяснимое. Подобно какому-нибудь Лавкрафту, всё потустороннее, сколько его ни описывай и ни показывай, останется неподвластным человеческому разуму. Оно, может, и к лучшему: низведи «Аннигиляцию» до ёмкого трюизма — разрушишь всю магию кино.
Для любителей вдумчивой философской фантастики, которая оставляет больше вопросов, чем дает ответов.
Пусть это самый очевидный фильм из списка — напомнить, что его можно посмотреть на Netflix, не лишнее. Про магнум опус Нолана (хотя на это звание претендует уже несколько его работ) вы всё знаете и без нас — сны внутри сна, полная деконструкция пространства фантазии и кино о недооценённой силе идеи. Такое, пожалуй, лучше смотреть на большом экране, но в домашнем сеансе тоже есть некий шарм. Остаться наедине с героями и мирами Нолана — вид особого киноопыта, столкновение с чем-то поистине монументальным в рамках обыденной обстановки. Тот самый случай, когда фильмическая реальность подчиняет себе всё окружение — будь то кинотеатральный зал или дом.
Для отчаянных фанатов Кристофера Нолана.
Раз уж зашёл разговор про «Немого», самое время вспомнить и классику, которой вдохновлялся Дункан Джонс. Тоже неонуар, тоже кино о будущем и — чего нет в картине со Скарсгардом и что куда важнее — полотно о природе человека. Как и в случае нолановского «Начала», сказать о «Бегущем по лезвию» что-то новое крайне сложно. Зато нетрудно ещё раз подчеркнуть, насколько малую роль играет обстановка, не способная отвлечь от кинематографической магии Скотта. Неон, высотки, репликанты — даже если всё это вы видели уже с десяток раз, атмосфера Лос-Анджелеса будущего на пару часов оккупирует всё пространство вокруг.
Для тех, кто соскучился по «тому самому» киберпанку.
Последние сезоны «Чёрного зеркала» Чарли Брукера выходили всё более и более неудачными, но неожиданно, казалось бы, изживший себя концепт обрёл новые перспективы. Во вселенной сериала появился «Бандерснэтч» — не очень, как многие считали, нужное ответвление, отдельный эпизод, выполненный в стилистике интерактивного кино (того, где зритель может сам решать, как поступит персонаж). В центре сюжета программист Стефан, который пишет компьютерную игру и неожиданно осознает, что за него всё решают потусторонние силы. Иронично, что этими силами должны выступить именно вы — подписчики Нетфликса, которые в нужный момент будут жать на один из двух вариантов действий, появившихся на экране. Вскоре, правда, станет ясно, что в ловушке не только Стефан, но и сам зритель-игрок — фильм, который вроде бы даёт полную свободу выбора, по итогу вынудит действовать по его прихоти. Жуткий и крайне умный эксперимент, иронизирующий как над форматом интерактивного кино, так и над самой проблематикой детерминизма.
Для экспериментаторов, которые хотят научиться смотреть на кино шире.
Инопланетяне снова нападают на Землю, и никто не может с ними справиться. Во время одного из сражений с пришельцами погибает майор Уильям Кейдж (Том Круз), однако после этого его день перезапускается, и он оказывается в плену временной петли. Даг Лайман (автор нескольких удачных фильмов про Джейсона Борна) мастерски переосмыслил старый как мир шаблон и смог снять эффектный экшен, где путь протагониста к победе проложен сотнями его смертей. Если «Начало» вам кажется слишком попсовым и вы засмотрели его до дыр, а «Немой» или «Аннигиляция» могут утомить своей авторской оптикой, то «Грань будущего» видится идеальным компромиссным вариантом.
Для фанатов Тома Круза и историй о дне сурка.