За вопрос «Почему в вашем творчестве так много ремейков?» можно получить неодобрительный ответ не только от Филиппа Киркорова, есть и в кинобизнесе такой продюсер, за именем которого твердо закрепилась слава мастера «перепевок»
Имя Роя Ли многое говорит о его происхождении. Родители Роя – корейская пара, эмигрировавшая в США в конце 60-х. Пытаясь закрепиться в новой стране, доктор Ли и его супруга осели в Бруклине, где у них и родился в 1969 году сын Рой. Отец вкладывал в ребенка все силы, надеясь, что ему удастся стать своим в этой новой, чуждой для них стране, мать, набожная христианка, втайне надеялась, что ребенок получит высокий церковный сан. Но Рой, смышленый школьник и усидчивый студент, увлекся юриспруденцией, поступил в Университет Джорджа Вашингтона, а затем в юридическую школу при Американском университете в Вашингтоне. Молодой Рой готовился стать специалистом по корпоративному праву.
Изменил жизнь Роя переезд на Западное побережье. По окончании учебы Ли уехал в Лос-Анджелес, где в 1996 году поступил на службу в консультационную фирму, работавшую с голливудскими агентами, сценаристами и продюсерами. Ли стал так называемым трекером, человеком, контролирующим перемещение по Голливуду сценариев, он и его коллеги должны были отслеживать, кому какие материалы отправлялись, кто как их оценил, кто что приобрел и по какой цене. В то время трекеры использовали для связи телефон, а потому рабочий день состоял из бесконечных звонков, но Рой Ли вместе с приятелями решил приспособить для этих нужд Интернет. Небольшой группой таких молодых энтузиастов в 1997 году был создан интернет-бюллетень, в котором информация обновлялась гораздо быстрее, чем раньше, и была доступна много большему числу заинтересованных.
Рынок сценариев с тех пор изменился навсегда. Уже через полгода подобная платформа была внедрена во всех главнейших студиях и компаниях, а Ли, как обладатель доступа ко всем базам данных, стал одним из самых осведомленных людей в Голливуде. Воспользоваться в то время этими ценными знаниями Ли не сумел, лишь вдрызг разругался с агентами, почувствовавшими (и не без основания), что переход к новым технологиям отнимет у них хлеб. Зато Рой успел изучить внутреннюю сценарную кухню Голливуда и нашел нишу, в которой он сможет себя реализовать.
Осенью 2001 года Рой вместе со своим приятелем Дагом Дэвисоном организует компанию Vertigo Entertainment. Свой бизнес-план Ли Рой проработал заранее, и заключался он в простой, но в то же время изящной идее перенести на американскую землю азиатские фильмы, но не в оригинальном виде, а в форме ремейков. С одной стороны, Ли убеждал азиатских кинематографистов в том, что смотреть их кино в США никто не будет, американцы на дух не переносят субтитры, поэтому продажа прав на ремейк принесет больше денег, чем прокат. С другой – в Голливуде Рой убеждал продюсеров в целесообразности ремейка тем, что демонстрировал кассовые показатели оригинальных картин и подтверждал отсутствие рисков сборами в Корее и Японии.
Первым блином должен был стать ремейк японского хоррора «Звонок» 1988 года. Ли удалось заручиться поддержкой Гора Вербински и Наоми Уоттс, и в 2002 году фильм ужасов о кассете-убийце собрал невероятные 250 миллионов долларов в мировом прокате. Кома не получилось, а потому Ли моментально приспособил к дальнейшему производству таких американизированных вариантов восточного кино свою новоиспеченную компанию Vertigo Entertainment. В 2004 году свет увидел ремейк японского «Проклятия», поставленный для США режиссером оригинала Такаши Шимицу. 187-миллионная касса – чем не подтверждение правильности выбранного пути? Vertigo Entertainment начала расширять географию… В последующие два года Япония подарила Vertigo «Темные воды» и «Белый плен» (первый семейный фильм в истории студии после череды хорроров), Южная Корея – «Дом у озера», но главный подарок пришел из Гонконга – выступив партнером студии Warner Bros и компании Брэда Питта Plan B, Vertigo адаптировала «Двойную рокировку», ставшую в Голливуде «Отступниками», лучшим фильмом 2006 года по мнению Американской киноакадемии. Вот вам и «большое количество ремейков»…
Впрочем, были в истории Vertigo и собственные наработки. «Проклятие 2» в США пошло своим путем, «Незнакомцев» Брайан Бертино сочинял под впечатлением от преступлений Чарльза Мэнсона, «Вторжение» стало экранизацией знаменитого американского романа «Похитители тел»… Но предпочтение отдавалось-таки подаче приобретшим аппетит американским зрителям новых блюд азиатской и европейской кинокухни, исполненных местными «поварами»: «Дрянная девчонка» и «Незваные» пришли из Южной Кореи, «Фантомы» – из Таиланда, «Карантин» – из Испании, «Глаз» – из Сингапура, «Эхо» – с Филиппин.
К концу 2000-х интерес зрителей к азиатским ужасам, увы, заметно ослаб, картины перестали собирать большую кассу, а сиквелы потеряли оригинальность своих первых фильмов. Vertigo Entertainment запустила в производство несколько оригинальных картин, но ни комедия «Убийство школьного президента», ни триллер «Соседка по комнате», ни боевик «Погоня» не стали хитами (несмотря на участие в последнем кумира девушек Тейлора Лотнера). Однако еще хуже дело обстояло с тем, что сделано не было, – не получилось запустить в производство полнометражный вариант ролика Феде Альвареза Panic Attack!, почил в бозе «Монстерапокалипсис» Тима Бертона, завис в лимбе ремейк «Королевской битвы» Такеши Китано…
Возможно, выход из затянувшейся комы произойдет со скорым появлением на экранах «Олдбоя» Спайка Ли с Джошем Бролином в главной роли, очередного ремейка корейского фильма. Не исключено, что живительным уколом адреналина в сердце станет выход в феврале анимационно-игрушечного «Лего. Фильма». А может быть, свое место Рой Ли найдет на ТВ, там его «Мотель Бэйтса», тоже ремейк в некотором роде, получил пропуск во второй сезон. Vertigo нужно сделать лишь один уверенный шаг в будущее, чтобы снова расцвести, – ведь в запасе у компании «головокружительные» планы: ремейки «Полтергейста», «Оно» и «Противостояния», сиквел «Незнакомцев» и триквел «Звонка». Да и азиатские режиссеры на месте не сидят, за десять лет с начала работы Vertigo в Японии и Корее вышло немало интересных картин, а американцы так и не научились читать субтитры. Ремейки еще себя покажут, им никакие розовые кофточки не помеха.
Самые кассовые фильмы: «Отступники», «Проклятие», «Белый плен».
Крупнейшая неудача: «Вторжение».