Довольно топорный закос под советское кино слаб и драматически, и технически. Место фильму в телевизоре, а его героям стоило родиться на тридцать лет раньше
В семье тренера Сергея и основательницы сети книжных магазинов Елены вскрывается старый конфликт – властная женщина не только сына своей опекой достала, но и мужа довела до истерики. Сергей уходит из дома, но пойти ему некуда, старая квартира его сдана жильцам, приятель находится под пристальным оком полиции, а на работе не одобряют его круглосуточное присутствие. Вот и приходится гордому мужчине ночевать на скамейке в парке. Хорошо, помощница жены согласилась временно приютить Сергея, вот только намерения у этой дамы явно не самые лучшие для разваливающейся семьи.
Советский кинематограф, с какой стороны к нему ни подходи, имел одно прекрасное свойство, делавшее его по-настоящему народным, – фильмы Гайдая, Рязанова, Микаэляна или Бежанова своей простой и понятной тематикой охватывали самую широкую аудиторию и становились любимым зрелищем для миллионов женщин и мужчин. Хочется сегодняшним режиссерам и продюсерам повторить кассовые результаты советского проката? Хочется, чтобы в кассы кинотеатров стояли очереди? Хочется, чтобы ленты их обрели статус легендарных? Да, да и да. Но к этому желанию нужно еще и умение. Вот его-то у нас и не хватает.
Авторы «Развода по собственному желанию» пошли достаточно простым путем – не прямой калькой, но вполне очевидными аналогиями сценарист и режиссер Илья Северов старается достучаться до памяти своих великовозрастных зрителей. К чему апеллирует название? Верно, к мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». Туда же идет закадровый голос героев, их мысли предложены зрителям в избытке. На самой поверхности лежат параллели с «Самой обаятельной и привлекательной» и «Служебным романом», достаточно насмотренный зритель найдет отсылки еще к полудюжине советских романтических кинохитов, адресованных старшему поколению. И это неплохо. Просто это выстрел в молоко.
Увы, такой подход совершенно не годится для сегодняшнего прокатного кино. В кинотеатры пока поколение, помнящее Наталью Гундареву, Олега Янковского и Ирину Муравьеву, заманить не удается – сомнительное удовольствие за весьма большие деньги. Но для кого в таком случае снято подобное кино? Для подростков, коротающих время между очередным клоном «Голодных игр» и стодесятой частью кинокомикса или автофраншизы? Так беда в том, что не поймут они ни юмора, заложенного в картину, ни ситуацию, ни интригу, формирующую сюжет.
Поверхностный взгляд на ленту Северова и вовсе вызывает только отрицательные эмоции – в фильме нет положительных героев: сын врал родителям три года, разошедшиеся муж с женой думают друг про друга такие гадости, что зрителя покрывает румянец, среди знакомых главных героев аферистка с неудовлетворенными сексуальными фантазиями и недалекий алкаш. Даже случайные уличные знакомые оказываются то проституткой, то мерзавцем, мочащимся в парадном. Карикатура, а не реальный мир. Беда и с актерами, они играют не людей, а функции, заложенные автором в не самое элегантное повествование. Константин Юшкевич явно скован ограниченностью персонажа, Наталья Суркова отчаянно желает быть похожей на упомянутую нами уже Гундареву, а Юрий Гальцев, кажется, снимался, не приходя в сознание после очередного рейса парохода «Аншлага». Беда с актерами, двумя словами.
Но даже не это самое страшное. Уже перечисленные нами картины советской эпохи, как и десятки их ровесников, кроме понятности для зрителя обладали душевностью, эмоциональным настроем, способностью воодушевлять. Герои в них действительно преображались к финалу, оставаясь самими собой по сути. Про «Развод» такого сказать нельзя. Нельзя назвать это кино трогательным, не получится найти в нем привлекательность и обаяние, вряд ли кто-то посчитает его комедией, да и романтики в фильме не слишком много. Возможно, не удалось в достаточной мере раскрыть прошлое героев, а ведь не понимая, что свело вместе Сергея и Елену, сложно представить, что может их развести и снова воссоединить. Нет от картины ощущения причастности или сочувствия, увы, сюжет предсказуем и совсем не изобретателен. Недостаточно в нем и внутреннего чувства юмора и самоиронии, чтобы зритель мог оттаять и принять происходящее в кадре.
Вот и остается наблюдать за тем, как бродит герой по берегам Фонтанки, канала Грибоедова и набережным Невы, любоваться видами Петропавловской крепости и ночным силуэтом стрелки Васильевского острова, вместо того чтобы горевать над чьим-то разводом. Да даже постер говорит о том, что весь ваш «Развод» похож на петербуржский развод мостов – створки обязательно соединятся после недолгого расставания. На большее фантазии авторов не хватило.
С 10 сентября в кино.