Когда Disney приобрела права на Lucasfilm, всем сразу стал ясно, что студия сделает из «Звездных войн» машину по чеканке монет. Не откладывая дело в долгий ящик, в «мышином доме» дали добро на три новых эпизода и мидквелы
«Изгой-один: Звездные войны. Истории» – странный фильм для SWCU (Star Wars Cinematic Universe). В нем нет ни одного джедая, за исключением переметнувшегося и обуглившегося Энакина Скайуокера. Это первый фильм «Звездных войн», саундтрек которого не писал Джон Уильямс. Мидквел обошелся без R2D2, C-3PO и, естественно, без BB-8. Черт возьми, в «Изгое» даже нет желтых букв, уплывающих в бесконечную тьму космоса. Вообще, массового зрителя, не читающего сайтов о кино и узнающего о новинках из нарезки трейлеров перед сеансом, «Изгой-один» может сбить с толку. Причины все те же: ломаная хронология, совершенно новые герои и претензия на самобытность. В Disney даже столкнулись с неожиданной проблемой – интернет-юзеры путали Дэйзи Ридли с Фелисити Джонс.
Так или иначе, «Изгой-один» выходит в прокат, надеясь на сотни миллионов прокатных сборов. Очередной блокбастер в далекой-далекой галактике рассказывает о Джин Эрсо (Фелисити Джонс). Ей вместе с командой нужно выкрасть чертежи «Звезды Смерти», супероружия Империи, а то в «Новой надежде» эти самые чертежи есть, а откуда они взялись, никто никогда вопросом не задавался.
БОКС-ОФИС
У «Изгоя-один» противоречивые отзывы, но об этом чуть-чуть попозже. Но какими бы ни были рецензии, на новый фильм со «Звездными войнами» в названии все равно повалят толпами. Ожидается, что в США мидквел соберет 150 миллионов долларов в первый уик-энд, в мировом прокате – 300 миллионов долларов. При этом в Китае фильм выходит позже, а значит, «Изгой» будет отличаться прокатной выносливостью.
С такими цифрами «Изгой-один» легко войдет в число 20 самых кассовых стартов в истории. 150 миллионов дома помогут обойти «Форсаж 7» и оставить позади «Голодные игры» и «Человека-паука 3». Ориентировочно это будет 14-й старт в истории американского проката.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ
«ИЗГОЯ-ОДИН» ХВАЛЯТ
– За чувство ностальгии. Хоть создателей «Изгоя-один» и называли еретиками за то, что они отказались от привычных атрибутов «Звездных войн», все же сохранить дух Star Wars им удалось. Корабли, «серость» картинки, старые злодеи, отсылки к «Мести ситхов» и «Атаке клонов».
– За последние полчаса, которые уместили в себя насыщенные экшен-сцены, красивые пейзажи и «клиффхэнгеры».
– За смелость. Это тот вид похвалы, когда особо положительных моментов нет, но разочаровывающим фильм все же не назвать. «Изгой-один» не оправдал многих ожиданий, однако осмелился пойти против правил и вместо сай-фая истории предложил нам кино про войну, навеянную Второй мировой и конфликтом во Вьетнаме.
– За объяснение, почему вдруг «Звезду Смерти» можно так легко взорвать, пролетев в центр станции. Правда, становится непонятно, почему тот же самый дефект повторился в VII эпизоде. Ничему людей жизнь не учит?
– За Дарта Вейдера. У него мало экранного времени, но когда его было много? Вейдера хватает, а его сцены остаются в памяти. Более того, пишут, что именно «Изгой-один» может похвастать самой «взрывной» сценой с перешедшим на темную сторону Энакином.
«ИЗГОЯ-ОДИН» РУГАЮТ
– За отсутствие интриги. Мы знаем, что чертежи «Звезды Смерти» окажутся у повстанцев. Каким образом это произойдет, честно говоря, мало кого волнует.
– За постных персонажей. Интрига была бы, переживай мы за героев. Увы, команда, которую возглавляют Диего Луна и Фелисити Джонс, не запоминается. Им дали всего несколько мимолетных сцен. Что касается самих Луны и Джонс, то мнения разошлись. Кто-то действительно путал Дэйзи Ридли с Фелисити Джонс и даже не запомнил, как зовут главных героев, а кто-то остался доволен увиденным.
– За вторичность. Существует следующая теория: Фелисити Джонс – эдакий эквивалент Дэйзи Ридли (да, опять об их сходстве), Диего Луна – ухудшенная версия Оскара Айзека, K-2SO Алана Тьюдика – лишь антипод C3PO.
– За пародию на Джона Уильямса. Этот пункт относится к вторичности, но мы его выносим отдельно, ибо Майкла Джаккино критикуют повсеместно. Он якобы переборщил с эпичностью в своей музыке, и даже простая стыковка со станцией сопровождается громоподобным крещендо.
– За «годзилльный» подход. Гарет Эдвардс в своем фильме про самого популярного в мире кайдзю пошел по пути наращивания напряжения. Он сделал одну динамичную сцену в начале и одну масштабную баталию в конце. Между этими двумя моментами Эдвардс неторопливо выстраивал экспозицию, не показывая нам монстра целиком. Режиссер порой нарочно снижал темп повествования, углублялся в детали и шел поступательно, не позволяя себе всплесков. То же самое он сделал с «Изгоем», вот только тут концепцию не приняли, обозвав фильм скучным.
ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ
«Джонс превосходна, и она своим перформансом встает в ряды лучших воительниц экрана. Весь актерский состав показал, как можно остаться привязанным к реальности даже в сай-фай фэнтези. “Изгой-один” доказал, что эту историю из вселенной “Звездных войн” стоило рассказать». (Peter Travers/Rolling Stone)
«”Изгой-один” не оправдал ожиданий по многим пунктам, и некоторые креативные решения настолько сбивают с толку, что ты теряешь нить повествования. Но каким-то невероятным образом этого недостаточно, чтобы угробить фильм. “Изгой-один” умудряется угодить и повернутым на Star Wars, и тем, кто никогда не смотрел фильмов про “Звездные войны”». (Matt Zoller Seitz/RogerEbert.com)
«”Изгой-один” был бы очень хорошим научно-фантастическим фильмом, если бы вышел под другим названием. Тем не менее фильм неплох и идеально вписывается в хронологию вселенной, находя связь с событиями, заученными наизусть, и деталями, о которых мы не подозревали». (Chris Nashawaty/Entertainment Weekly)
«”Изгой-один” – очень хороший фильм по вселенной “Звездных войн”, но, к сожалению, он не дотягивает до звания первоклассного». (Rodrigo Perez/The Playlist)
«Фанатов ждет уйма экшена, красивые эффекты, хороший юмор, умопомрачительные пейзажи Исландии, Иордании и Мальдив, а также интересный взгляд на Галактическую империю, которая только начинает набирать свою мощь». (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter)
«Пойдя против правил, “Изгой-один” стал первым фильмом со времен пятого эпизода, который расширил границы вселенной Star Wars. “Пробуждение силы” дало новое дыхание дремлющей франшизе, но именно “Изгой-один” стал новой надеждой». (Forrest Wickham/Slate)
«Хорошая новость в том, что последние полчаса “Изгоя-один” напичканы поразительными боями, незабываемыми панорамами и сюжетными поворотами. Это сай-фай попса в хорошем смысле слова… Плохая новость в том, что “Изгой-один” очень долго идет к этому получасу. Фильм чересчур затянут». (Rene Rodriguez/Miami Herald)
«”Изгой-один” – незначительная, мелкая история с неплохим актерским составом и знакомыми элементами. Но она пытается быть эпичным шедевром, позволяя себе помпезные речи и безумно неуместный оркестровый саундтрек. Получается смехотворная пародия на самого себя». (Tirdad Derakhshani/Philadelphia Inquirer)
«”Звездные войны” уже бывали аляповатыми, глупыми, раздражающими, разочаровывающими, запутанными, захватывающими, интересными и напыщенными. Но до “Изгоя-один” мы никогда не называли “Звездные войны” скучными». (Lawrence Toppman/Charlotte Observer)
ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ
Идея «Изгоя-один» появилась 13 лет назад. Ее предложил специалист по визуальным эффектам Джон Кнолл, работавший в Industrial Light & Magic. Он подумал, что было бы неплохо снять во вселенной Star Wars фильм в духе «Миссия невыполнима». Тогда идею завернули, но Кнолл не опустил руки. Когда Disney выкупила Lucasfilm, Кнолл вновь озвучил свое предложение: «Я думал, что идея достойна отдельного фильма. Чем больше я рассказывал о ней людям, тем сильнее хотелось донести ее до студии. В конце концов я предложил задумку. Иначе я бы всю жизнь мучился вопросом, что было бы, приди я со своими идеями к продюсерам».
Режиссер Гарет Эдвардс в интервью Slate об обязательствах, накладываемых вселенной Star Wars: «Есть тонкая грань. Если я уйду чуть левее, сделаю обычный сай-фай, который не будет историей “Звездных войн”. Если уйду чуть правее, просто скопирую то, что уже сделал Джордж Лукас. Приходится ловить равновесие между двумя крайностями, работать с ингредиентами вселенной, но готовить другое блюдо. Мы постоянно спрашивали себя: “Насколько отличается этот фильм от других картин саги? В чем его уникальность?” Стилистически нас тянуло в сторону максимального реализма. Один из экспериментов, который мы себе позволили, – это работа с кадрами Вьетнамской войны и конфликта на Дальнем Востоке, мы просто “прифотошопили” на военных форму повстанцев. Получилось очень ярко, и, презентуя “Изгоя”, мы всегда пользовались этими кадрами. Люди хотели увидеть такое кино, поэтому нам дали своего рода лицензию на “Звездные войны” в духе Второй мировой».
Подтверждая слова режиссера, актриса Фелисити Джонс сравнила съемки в «Изгое-один» с семимесячной службой в армии.
«ИЗГОЙ-ОДИН» МЕЖДУ «АТАКОЙ КЛОНОВ» И «МЕСТЬЮ СИТХОВ»
ВЕРДИКТ
Сложно советовать, тратить ли деньги на новые «Звездные войны». Скорее да, чем нет, но не ждите ничего сверхъестественного. Лучше настраивайтесь на худшее, чтобы выйти из кинозала более-менее довольным.
В российском прокате с 15 декабря.