В обширной фильмографии Мартина Скорсезе больше 40 картин – художественных и документальных, полнометражных и короткометражных, и это только те, где он режиссёр, а не, например, продюсер. Мы бережно отобрали шесть из них, заслуживающих явно большего внимания, чем уделяется сейчас.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк», судя по названию, должен был бы стать квинтэссенцией нью- йоркоцентричности в творчестве Мартина Скорсезе. Тем удивительнее, что снятый между такими безусловно классическими лентами, как «Таксист» и «Бешеный бык», фильм по сути своей экспериментальный.
Казалось бы, всё тот же Де Ниро и всё то же «Большое Яблоко», но одну половину картины занимают музыкальные номера, а другую — настолько грубое психологическое насилие, насколько только могли допустить в американском студийном кино того времени. И всё это в практически картонных декорациях.
Дело в том, что Скорсезе хотел отдать дань уважения мюзиклам классического Голливуда («Певец джаза», «42-я улица» и другие), и ему это в полной мере удалось. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» выглядит как лента из 1930-х, а не 1970-х. Само собой, картина провалилась в прокате и даже по сей день воспринимается как досадная неудача большого автора. Но сам Мартин Скорсезе результатом был и остаётся доволен, он добился желаемого, а значит, к «Нью-Йорк, Нью-Йорк» надо просто подходить с другой меркой — не как к другим фильмам режиссёра.
Одна из немногих комедий в фильмографии Скорсезе, несмотря на каннскую награду за режиссуру, и по сей день остаётся незамеченной большинством зрителей. История одной сумасшедшей ночи из жизни офисного клерка Пола Хаккета (Гриффин Данн) по настроению гораздо ближе к «Поцелую вампира» с
Пульсирующее сумасбродство Нью-Йорка захватывает главного героя и несёт его по волнам обстоятельств безо всякой его на то воли, бедолаге остаётся только смириться с происходящим. Вернётся к комедийному жанру Скорсезе только спустя почти 30 лет с «Волком с Уолл-стрит», но это уже совсем другая история.
Воссоединение творческого дуэта Пола Шредера и Мартина Скорсезе под занавес XX века не вызвало таких же восторгов, как их первая совместная работа, «Таксист», однако кино получилось выдающееся.
Двое суток из жизни парамедика Фрэнка в исполнении Николаса Кейджа оставляют наимрачнейшее впечатление. Нью-Йорк в ночи подсвечивается исключительно сигнальными огнями бессильной машины скорой помощи, сотрудники которой теряют одного пациента за другим. У Фрэнка происходит срыв, он начинает видеть призраков тех, кого ему не удалось спасти. Парамедик пытается избегать людей на грани смерти, но с его работой это практически невозможно, и с каждым вызовом ситуация лишь усугубляется.
В «Воскрешая мертвецов» всё будто бы идеально: крепкий сценарий, прекрасная режиссура, Николас Кейдж традиционно блестяще скатывается в безумие. Однако в год выхода картина провалилась в прокате, да и по прошествии лет культового статуса не приобрела, затерявшись в числе прочих лент Скорсезе. Но почти у любого другого автора такой фильм однозначно стал бы лучшим в карьере.
Говоря о Мартине Скорсезе, часто вспоминают лишь о его художественных фильмах. Причём по большей части только о гангстерских. Между тем у режиссёра есть огромный массив документальных лент, 16 картин. Одной из самых выдающихся из них является «Жизнь в материальном мире» о Джордже Харрисоне.
Почти все документалки Скорсезе — признания в любви. К родителям («Италоамериканцы»), к американскому и итальянскому кино («История американского кино от Мартина Скорсезе», «Моё путешествие по Италии») к Бобу Дилану («Нет пути назад», «История Боба Дилана глазами Мартина Скорсезе»), к Элиа Казану («Письмо к Элиа»). Лента о Джордже Харрисоне не стала исключением. История самого загадочного из битлов показана от ливерпульского детства до калифорнийской смерти со всеми остановками: феномен «Битлз», увлечение индуизмом, дружба с «Монти Пайтон». В жизни Харрисона было достаточно событий, чтобы увлечённо рассказывать о них три с половиной часа и не дать зрителям заскучать.
История двух португальских христианских проповедников в средневековой Японии — один из самых грандиозных проектов Мартина Скорсезе. Режиссер мечтал реализовать его с 1989 года, когда впервые прочитал первоисточник — одноименный роман Сюсако Эндо. Съёмки на Тайване, работа с прежде незнакомыми актёрами, Эндрю Гарфилдом и Адамом Драйвером, — по всем параметрам случился выход из зоны комфорта для перешагнувшего 70-летний рубеж постановщика.
Тем обиднее, что фильм провалился в прокате, не собрал наград и остался незамеченным широким зрителем. Но когда речь заходит об успешном завершении предприятия, о котором мечталось почти 25 лет, такие детали вытесняются на второй план. И если после финансово провального эксперимента 1977 года с «Нью-Йорк, Нью-Йорк» студии могли бы «похоронить» режиссёра заживо, то XXI век Скорсезе встретил в статусе непотопляемого автора, способного снимать исключительно то, что сам хочет, за сколь угодно огромные деньги.
Семь бесед Мартина Скорсезе с Фрэн Лейбовиц вышли на Netflix в самом начале 2021 года и фурора не произвели. Хотя расшифровку каждого из разговоров можно было бы распечатать и издать как туристический сборник-путеводитель по Нью-Йорку. Как изменился город, какими были 1970-е, что самое важное, а без чего можно обойтись — ничего выдающегося, но комфортный хронометраж в 20-30 минут на беседу и чувство юмора Скорсезе и Лейбовиц захватывают даже самых безразличных к Нью- Йорку зрителей.
Название доку-сериала — фраза, которую Лейбовиц, по собственному признанию, часто говорит зазевавшимся на переполненных нью-йоркских тротуарах прохожим, мешающим ей идти. Представьте, что вы в городе, где вами будут недовольны из-за остановки в пешеходной зоне. Мини-сериал как раз о той женщине, которая будет недовольна больше всех.