Кризис идентичности, застой во всех сферах жизни, попытки изменить себя — пожалуй, каждый хоть раз сталкивался с подобным опытом. Кинематографисты нередко фиксируют потерянное состояние героев, которые пытаются разобраться в бардаке жизни. Просмотр картин о самоопределении — мини-сеанс психотерапии. Вспоминаем семь фильмов, которые рефлексируют на тему поиска себя.
Драма Жан-Марка Валле, основанная на мемуарах Шерил Стрэйд, — история женщины, которая собрала гигантский рюкзак и отправилась в поход по тропе Тихоокеанского хребта. Нет, Шерил (Риз Уизерспун) не фанатка спорта и пеших прогулок. Главная цель — не столько добраться до определенной точки на карте, сколько вернуться к себе прежней. Долгий путь по пустыням, степям, лесам и заснеженным дорогам — попытка исцелиться и простить саму себя. В пути Шерил будет читать книги, останавливаться на определенных строках и вспоминать мать (Лора Дерн), чья смерть нанесла девушке чересчур глубокие раны. Мозоли и порезы — ничто по сравнению с терзающим изнутри горем и стыдом за прошлые поступки. Нелинейное повествование позволяет зрителю шаг за шагом узнавать Шерил получше, понимать, что именно довело ее до наркотической зависимости, какие ошибки идут по пятам. Порой, чтобы обрести гармонию, необходимо остаться наедине с собой, пройти тысячи километров и провалиться в омут мучительных мыслей.
«Ешь, молись, люби» — фильм из разряда «комфортного кино», который хочется прописать в качестве лекарства всем, кто потерял вкус к жизни. Романтическая драма Райана Мерфи — экранизация мирового бестселлера, основанного на личной истории писательницы Элизабет Гилберт. Джулия Робертс играет молодую женщину, которая в один прекрасный день решает покинуть зону комфорта и отправиться в путешествие. Героиня понимает, что привычная рутина наскучила, а жизнь перестала приносить удовольствие. Самое время изучить чужие культуры и открыть сердце новым чувствам. Картина Мерфи содержит все элементы оптимистичного фильма о поиске себя: медитация на свежем воздухе, поедание мороженого на улице и встреча с новой любовью. Путешествие, как и в большинстве подобных картин, оказывает целительное воздействие и помогает Элизабет по-новому взглянуть на жизнь.
В городке Колумбус встречаются двое незнакомцев. Кейси (Хейли Лу Ричардсон), знаток архитектуры, отложила мечты о колледже, чтобы поддерживать мать, которая лечится от зависимости. Джин (Джон Чо) приехал в родное местечко из-за того, что отец попал в больницу. Герои знакомятся и на протяжении всего фильма блуждают по городу, разговаривают об искусстве и личных проблемах. «Колумбус» — неспешное терапевтическое кино, где двое оказались в тупике и посредством бесед пытаются осознать собственные желания. Они встретились в странный период жизни, но никакой романтики не предвидится. Лишь долгие прогулки и погружение в потаенные уголки души. Осторожно: после фильма Когонады захочется отправиться исследовать свой город и рассматривать каждое здание.
Когда речь заходит о кризисе идентичности, сложно пройти мимо «Худшего человека на свете». Реалистичная зарисовка жизни молодой женщины построена по всем заветам фильмов о самопознании: смена профессии, целей, бойфренда. Метания Юли (Ренате Реинсве) знакомы многим миллениалам: кажется, что все вокруг уже нашли себя, а ты один не знаешь, кем станешь, когда вырастешь. Норвежская драмеди Йоакима Триера тонко и точно изображает внутренний конфликт человека, который снова и снова пытается повернуть жизнь в другое русло. Юли, подобно милой Фрэнсис из фильма Ноа Баумбака, пытается разгрести бардак вокруг и внутри. Но что если хаотичное плавание без цели и есть путь к себе?
Фредди (Парк Чи Мин) — француженка корейского происхождения, выросшая в приемной семье. Девушка приезжает в Сеул в поисках биологических родителей и в попытках понять, какой могла быть ее жизнь, если бы все сложилось иначе. Неловкие встречи с родственниками, изучение местных традиций и наблюдение за жизнью людей в Корее приоткрывают Фредди дверь в совершенно другую реальность, которой она лишилась. Режиссер Дэви Шу размышляет о потерянном опыте и кризисе идентичности. Героиня всегда будет недостаточно француженкой и недостаточно кореянкой, чтобы вписываться в общество. Скитания (внешние и внутренние) не лишают Фредди вопросов, но помогают начать откровенный разговор с самой собой: кто ты есть и что именно делает тебя тобой.
Бернадетт (Кейт Бланшетт), как и другие героини этого списка, оказывается в ловушке и во власти тревоги. Заботливый муж, дочь, карьера, чудесный дом — у женщины есть все, о чем можно мечтать. Но что делать, если серая рутина начинает душить? Правильно, ехать в Антарктиду. Архитекторка отправляется в долгий путь, который должен помочь найти стержень в душе и смысл вновь радоваться жизни. «Куда ты пропала, Бернадетт?» — удивительно духоподъемное кино от мастера независимых картин Ричарда Линклейтера. Без лишнего мелодраматизма режиссер снял вдохновляющую картину о кризисе средних лет. Бернадетт, как и миллионы женщин по всему миру, растворяется в семейных буднях и пытается нащупать опору внутри себя. Помогают в этом ледники, время вдали от близких и поддержка семьи. Линклейтер — оптимист и уверен, что сделать рискованный шаг и зажечь свет внутри никогда не поздно.
Меган (Кира Найтли) — еще одна героиня, которая внезапно обнаруживает себя птицей в клетке. После нескольких лет стабильных отношений девушка осознает, что не готова ни к замужеству, ни к взрослой жизни. Сбежать от проблем и необходимости принять решение помогает старшеклассница Анника (Хлоя Грейс Морец). Потерянная барышня с кризисом четверти жизни проводит время с подростком и упрямо прячется от трудностей. «Детка» — кино противоречивое. С одной стороны, это трогательная история о человеке, который оказывается на распутье и понятия не имеет, по какой тропе идти. С другой — перед нами незатейливая мелодрама с предсказуемой концовкой: Меган спасается в объятиях другого человека. Впрочем, «Детка» содержит важную мысль: в минуты отчаяния можно начать все с начала и отправиться в увлекательное путешествие в поисках новой версии себя.