Смена места жительства всегда несет с собой отпечаток тяжелого опыта. Будь то релокация по собственному желанию или вынужденный отъезд из страны — иммигрантам так или иначе необходимо адаптироваться к другим условиям. Столь личные истории нашли отражение в ряде душераздирающих фильмов. Независимо от жанра все они поднимают вопросы разрыва с корнями, знакомства с новой культурой и попыток понять свою идентичность. Мы решили вспомнить некоторые картины, которые могут рассказать вам чуточку больше о тех, кто когда-то покинул родину. Делимся с вами.
Немой короткометражный фильм Чарли Чаплина — не просто очередной шедевр, но и одно из первых изображений иммигрантской жизни в истории кино. Британский комик в роли Маленького Бродяги отправляется в путешествие в США, чтобы поглядеть на свободный мир. Зрители узнают о его опыте знакомства с другой страной, отношениях с такими же пассажирами и взаимодействии с обществом на новом месте. Среди злоключений иммигрантов рождается любовь двух героев, которым предстоит столкнуться с властью привилегированной прослойки и жестокостью местного населения. Чаплин считал эту работу самой душераздирающей в своей карьере. Оно и неудивительно, ведь «Иммигрант» — необходимое в любое время напоминание о том, что добро всегда побеждает зло.
Новаторская картина Усмана Сембена рассказывает о молодой девушке Диуане, приехавшей из Сенегала во Францию, чтобы работать в доме состоятельной пары. Получив образование няни, она рассчитывала продолжать заботиться об их детях, но вместо этого с ней обращаются как с домашней прислугой, подвергая при этом расистским издевательствам.
Деконструируя традиционную европоцентристскую точку зрения, сенегальский режиссер рисует яркий портрет героини-иммигрантки, которая начинает ставить под сомнение свои мечты. Помимо поднятия колониального вопроса Сембен мастерски раскрывает прошлую жизнь Диуаны через ряд воспоминаний деревенской жительницы, которая пытается найти себе место в новом мире.
Культовая лента Райнера Вернера Фассбиндера рассказывает о романе овдовевшей немки Эмми, которая работает уборщицей, с тихим марокканским гастарбайтером Али, который на 10 лет моложе. Герои танцуют, беседуют и наслаждаются обществом друг друга, и странная дружба довольно быстро переходит в сожительство и брак. Пока двое утопают в заботе друг о друге, окружающие, соседи и коллеги источают ненависть и осуждение. Даже родственники Эмми не могут понять выбор женщины. Фассбиндеру удалось найти идеальный баланс нежности и социальной критики: пусть общество не примиряется с «чужим», но любовь не знает границ.
В списке, полном драматических фильмов, семейная комедия о говорящем медведе может выглядеть немного неуместной. Но подождите, давайте не забывать, что Паддингтон не кто иной, как иммигрант из Перу. После несчастного случая в тропическом лесу юный герой садится на грузовое судно и отправляется в Англию, где ему и предстоит отыскать новый дом. Ставший одним из любимейших современных персонажей, анимированный медведь воплощает собой изображение иммиграционного опыта в Британии, где помимо дождливой погоды ему есть чего опасаться. Но, к счастью, в мире полно неравнодушных людей, как семейство Браунов, которые и помогает медвежонку адаптироваться к новой окружающей среде.
Супружеская пара из Индии переезжает в Америку в надежде дать детям лучшее будущее. Пока отец и мать без особых проблем осваиваются в новом городе, не забывая при этом родные края, их сын Гогол по мере взросления отдаляется от корней и начинает идентифицировать себя больше как американец. Отношения двух поколений являются основополагающей линией повествования, и разрыв между ними постепенно увеличивается из-за различий в воспитании и окружения. Молодому парню необходимо справляться с грузом давления, чтобы оставаться индийцем, вписываться в американское общество, а также сохранить прежние отношения с родителями. История одной семьи — блестящее исследование культурных связей и иллюстрация взросления человека, который столкнулся с кризисом идентичности.
Америка 1950-х годов. Молодая ирландка по имени Эйлиш Лейси надеется найти себя в чужом городе, где так много возможностей для самореализации. Прогуливаясь по улицам Бруклина, она шаг за шагом оставляет мысли о доме позади. Однако вскоре перед героиней встает тяжелый выбор между новой жизнью и возвращением в родные края. Ко всему прочему, и без того непростую дилемму усугубляют запутанные романтические отношения Эйлиш. В отличие от других драм про иммигрантов, картина не просто рассказывает историю переезда в другую страну, а исследует вопрос, почему у человека может возникнуть желание вернуться домой.
Как можно понять из названия, фильм Джима Шеридана изображает испытания и приключения ирландской семьи, пытающейся в 2002 году осесть в Америке. Полуавтобиографическая работа вращается вокруг пары Джонни и Сары и их дочек, искренне верящих, что США — волшебное место. Благодаря детской безусловной любви к человечеству и силе доброты супругам удается не только справиться с трудностями адаптации, но и сохранить семью, которая переживает не лучшие времена. Режиссер избегает накала драматизма и вместо этого на первый план выносит маленькие повседневные моменты героев-иммигрантов, что и делает «В Америке» удивительно светлым и душевным киноопытом.
По холодному Парижу прогуливается израильтянин Йоав. За короткий срок в чужой стране молодой мужчина успевает потерять все вещи и познакомиться с богемными жителями. У буржуазных парижан моментально включается синдром спасателя, и они берут героя под свое крыло. Йоав, пытаясь вписаться в общество, постоянно перебирает в голове синонимы. Для него это один из отчаянных способов стать истинным французом и обрести новую родину. В картине Надава Лапида жизнь бьет ключом. То ли причина в автобиографичности, то ли виной всему трясущаяся камера, позволяющая уловить дух недружелюбно настроенного города и тревожное настроение персонажа. Так или иначе, лауреат Берлинского кинофестиваля доподлинно рисует портрет потерянного иммигранта: очарование живописным ландшафтом обреченно сменяется чувством одиночества и пустым кошельком.