Если у вас настроение элегическое, и вместо адреналина хотелось бы уюта, утешения, умиротворения, без разговоров идите на "Дровосека" и получайте свое. А с настроением про "триллер", "педофилию", "маньяка" удовольствия не получите. Ни шагов за спиной в темноте, ни капли крови, ни одного изнасилования ребенка в кадре -- одни намеки да разговоры.
Дебют Николь Кассель, премированный за сценарий отдельно, за режиссуру – отдельно, несовершенен в целом, но это перспективное кино, выполняющее свою лекарственную функцию. Хотя тинэйджеры-девочки после кино развспоминаются именно на заявленную "актуальную" тематику.
Кевина Бэйкона выпустили из тюрьмы под надзор полиции после двенадцати лет отсидки за совращение малолетних. Он устроился на лесопилку, снял пустую квартиру напротив школы, повидался с Бенджамином Браттом – мужем своей сестры, которая больше видеться с ним не хочет. Отшил нагловатую негритянку из администрации лесопилки, положившую на него глаз. Сам положил глаз на Кайру Седжуик – трактористку на лесопилке, похожую на лесбиянку. Но он к ней не лезет, наоборот – бегает от нее, а она пытается разобраться, с чего это он такой. А он пытается разобраться с шерифом Мос Дефом, регулярно его навещающим с нехорошими подозрениями. Поначалу происходящее представляется типично-голливудским драматизмом: "преодоление прошлого", "возвращение к жизни", "победа над собой". Вечно Голливуду нужна победа.
Потом в кадре растет количество малолетних. Около школы какой-то пинжак заманивает мальчишек в свою машину. После работы в окрестном парке Бэйкон встречает девчонку, в полном одиночестве слушающую птиц. Сам рассказывает психоаналитику, как в детстве спал с сестрой в одной постели, хотя ничего не было – просто клали их вместе спать, а он иногда ее, сонную, гладил по голове. Кайра Седжуик, в свою очередь, ему кое-что рассказывает про свое детство, где много чего было. На лесопилке вдруг расходятся слухи о его педофилии, негритянка из администрации нарыла компромата в Интернете. Теперь происходящее представляется типично-голливудским детективом с секретами и обманами и непременным взрывом: либо Бэйкон сам расчленит девчонку, как ему рассказывал Мос Деф, либо убьет того, кто попытается это сделать. В педофилии начинаешь подозревать Бенджамина Братта, поскольку лицо известное.
Но тут драматургия расходится с режиссурой. По драматургии кино – "проблемное". Педофилия – зло, педофилы на каждом шагу, в собственной семье, общество их покрывает, хотя ни в чем не виновато. Сам извращенец часто не сознает, насколько он извратился, а Кевину Бэйкону именно общество дало это осознать и ужаснуться себе. Драматургия все время пытается замазать Бэйкона: мол, наломал дров, наломал, не зря сидел. По режиссуре кино – чисто про любовь. За пинжаком Бэйкон наблюдал, потому что подозревал его, за девчонкой-орнитологом пошел, потому что пытался себе представить, как это было бы, если бы он действительно был педофилом. А он им не был, он только растерян, за что же сидел столько лет. За что сестра, видимо, поверившая суду и следствию, не хочет его видеть. За что про него в Интернете роют всякую чушь. Вот и начал уничижаться, хотя играет абсолютно невинную жертву судебной ошибки, супер-совестливого типа, во всех отношениях нормального. Режиссура все время сводит неуверенность Бэйкона к тому, что зря сидел, и лечит его комплексы самым простым путем в лице Кайры Седжуик – через койку, упрямо, снова через койку.
Несостыковка драматургии с режиссурой (было, было – нет, не было) позволяет оценивать "Дровосека" как произведение именно Бэйкона, а не Николь Кассель. По нему вот пусть общество разбирается с теми, кого всю жизнь покрывает, пусть наконец разберется с собственной подлостью – показательно сажать невинных, чтобы не искать виноватых. Но бог с ним, с обществом и его, "ах, проблемами", если есть работа, есть природа, есть квартира, в квартире – Кайра, и секс с нею – один из лучших, снятых в последнее время. По словам, которые говорятся, по свету и цвету, и ракурсам, и по выражениям лица это просто секс, беспроблемный, без глупостей.
Оно и понятно: Бэйкон и Седжуик женаты пятнадцать лет, и оба признались, что чувствовали себя круглыми идиотами, когда пришлось выделывать все это на глазах у съемочной группы.