Новый «Кролик» намного лучше предыдущего, но он все же не так хорош, как могла бы быть китайская анимационная лента о боевых животных
После своего боевого триумфа в финале предыдущей картины кролик Ту, унаследовавший кунг-фу великого мастера, наслаждается своей славой и обожанием горожан. Он считает, что ему больше нечему учиться и что он должен покинуть школу, странствовать по свету и использовать свое искусство на благо животных. Но когда Ту защищает пожилого мастера кунг-фу от преследующих его бандитов, те дотла сжигают школу, в которой живет кролик, и Ту осознает, что опасности не нужно искать – доблестного воина они находят сами. Выслушав рассказ старика о том, что негодяи пытаются захватить мир с помощью волшебного кристалла, дающего власть над стихиями, кролик и его друзья отправляются в поход к горной крепости злодеев.
Когда в 2008 году студия DreamWorks Animation выпустила вдохновленный восточными боевиками мультфильм «Кунг-фу Панда», в Китае многие сетовали на то, что американские аниматоры лучше передали дух кунг-фу, чем это делают мультипликаторы Поднебесной. Эта критика так раззадорила главу отделения анимации Пекинской киноакадемии Сунь Ицзюня, что он лично возглавил работу над мультфильмом «Кунг-фу Кролик», призванным доказать, что китайцы тоже могут рисовать ленты о боевых животных.
Когда три года спустя лента вышла в свет, стало ясно, что она не столько соревнуется с «Пандой», сколько ее повторяет, причем делает это довольно убого, с заметно худшей анимацией и с куда менее смешным и захватывающим сценарием. Китайские зрители были этим очень недовольны (в Интернете фильм называли словом, которым обычно именуют дешевые китайские подделки западных брендов), и лента полностью провалилась в национальном прокате. Зато ее удалось продать во множество стран, и это стало первым большим международным успехом китайской анимации.
Воодушевленные этим полутриумфом авторы «Кролика» четыре года спустя выпустили вторую серию мультфильма, и ее финал не оставляет сомнений, что также планируется третья часть. В отличие от предыдущего «Кролика», «Повелитель огня» не является клоном «Кунг-фу Панды 2». Он рассказывает новую, куда более масштабную, увлекательную и пафосную историю, чем в первой ленте, и его графика и анимация заметно сильнее, чем четыре года назад. Это все еще не голливудский уровень, но уже и не «китайская подделка», и с технической точки зрения «Повелитель огня» сильнее всех китайских компьютерных мультфильмов, которые были у нас в прокате.
К сожалению, решив второстепенные проблемы цикла, авторы «Повелителя огня» не исправили два ключевых недостатка «Кролика». Во-первых, у ленты все еще беда с персонажами. Ту в сравнении с первым фильмом прибавил героизма, но он так и остался вялым клоном панды По из голливудской ленты – менее смешным, менее привлекательным и менее заводным. В свою очередь, маленький кролик Бигги, все время переключающийся между хвастовством и трусостью, борется за звание самого раздражающего мультперсонажа, а сопровождающие Ту в походе две «дамы» различаются лишь тем, что у одной меч широкий, а у другой – узкий (одна из них уже знакома зрителям, а вторая – новая героиня цикла).
В оправдание фильма можно сказать, что в китайском кино долгое изучение боевых искусств почти всегда превращает девушку в молчаливую и стоическую воительницу, обремененную чувством долга. Но когда две главные героини кажутся копиями друг друга и одновременно скучными вариациями на тему Тигрицы из «Кунг-фу Панды», сценаристов приходится призвать к ответу.
Вторая проблема картины еще серьезнее. Она касается первого слова в заглавии – кунг-фу. Казалось бы, после полувека съемок фильмов о боевых искусствах в Китае и Гонконге можно было найти хотя бы одного раскрепощенного эксперта, который бы придумал крутейшее волшебное кунг-фу, подходящее для рисованных героев, не скованных гравитацией и требованиями реализма. За примерами такого рода далеко ходить не надо. Вспомните «Разборки в стиле кунг-фу», где компьютерные эффекты позволили Стивену Чоу создать потрясающее зрелище. От «Повелителя огня» мы были вправе ждать чего-то хотя бы вполовину столь же впечатляющего. Ведь на экране друг другу противостоят великие мастера, дополнительно усиленные мистической энергией, и их баталии должны были быть поистине эпическими.
Вместо этого мы получили банальные «приемчики», которые можно увидеть даже в самых слабых лентах о кунг-фу, и капельку магии, которая свелась к поджиганию предметов, метанию энергетических фаерболов и очень высоким прыжкам. Да, то, что в фильме есть, качественно нарисовано и энергично смонтировано. Но когда выходишь из зала, думаешь только об одном: «И это все?! Все, что смогли придумать за четыре года пять сценаристов?!» Как это ни странно, лучшая боевая сцена фильма – первая, поскольку в ней Ту, обуздывающий заезжих бандитов, выпендривается перед горожанами и потому действует эффектно, а не эффективно. Такое начало многое обещает, но, к сожалению, картина эти обещания не оправдывает.
Что ж, по крайней мере, у фильма мудрая мораль. Лента, правда, ее не проговаривает, но она достаточно очевидна, чтобы этого не требовалось: «Прежде чем бросаться кому-нибудь помогать, убедись, что ты на стороне добра». Жаль, что в Америке мультфильмы с такой моралью не выходят два раза в год – чтобы до всех дошло!
С 17 сентября в кино.