К выходу комедии «Холоп» о московском мажоре, попадающем в (как бы) средневековую российскую деревню, вспоминаем другие фильмы о временных «попаданцах» — от классики советской комедии до культовых sci-fi трилогий.
В культовом фильме Терри Гиллиама — снятом им во времена, когда он ещё не полностью перешёл от сказочного абсурдизма «Монти Пайтонов» к мрачному сюрреализму «Бразилии», — шестеро хитрых карликов берут с собой простого мальчика Кевина в грандиозное путешествие по различным эпохам. Вместе они встретят Наполеона, увидят крушение «Титаника» и встретятся с самой Вечной Пустотой. А заодно попробуют не попасться Верховному Существу, создателю мира, у которого карлики и стырили волшебную карту, позволяющую им перемещаться во времени, а также его антиподу — Воплощению Зла, у которого свои планы на магический артефакт.
«Бандиты времени», как и более поздний «Мюнхгаузен», лучше всего демонстрируют Гиллиама-сказочника — автора, который всегда стремится забросить своих героев в наиболее странные и причудливые обстоятельства. Это бесконечный полёт фантазии, больше напоминающий мультипликационные работы режиссёра для «Монти Пайтон», — такой же безумный и невероятно весёлый.
До того как Данила Козловский стал появляться в каждом втором российском фильме (хотя уже и не появляется — ведь есть Александр Петров), до «Легенды № 17», «Экипажа» и «Духless» у него были «Мы из будущего» — типичное, но не бесталанное кино о «попаданцах», представитель жанра, который очень любят отечественные писатели-фантасты.
В «Мы из будущего» четверо чёрных археологов, выкапывающих и продающих ордена и прочую атрибутику времён Второй мировой, в ходе очередной раскопки попадают в гущу сражений Великой Отечественной войны. Там им предстоит заново познать честь, дружбу, отвагу и прочие базовые моральные качества и наконец перестать заниматься своим грязным (и буквально, и фигурально) делом. Понятно, что «Мы из будущего» — кино ужасно дидактичное, но выполнено оно весьма достойно. К тому же это в любом случае самый яркий пример кино о попаданцах в новейшей истории российского кино — ни сиквел, ни две части очень похожей франшизы «Туман» так и не повторили его зрительского успеха.
Не полюбившаяся критикам, но почти моментально ставшая зрительским хитом французская комедия «Пришельцы» рассказывает о графе XII века и его верном слуге, которые из-за ошибки колдуна попадают в 90-е годы прошлого века. Так начинается их авантюрное приключение в бетонных джунглях техногенной эпохи, сопровождающееся хрестоматийным набором гэгов: пришельцы принимают машину за дракона, считают все проявления прогресса орудиями дьявола и напрочь отказываются понимать, насколько отношения «господин-слуга» выглядят странно для современного человека.
Забавно, что в 2002-м, спустя 8 лет после выхода «Пришельцев» и через 3 года после их сиквела, «Коридоры времени», вышел американский ремейк, который снял режиссёр оригинала Жан-Мари Пуаре, а сыграли там те же Жан Рено и Кристиан Клавье. Он, к слову, тоже весьма неплохой, хоть и слегка утративший национальный шарм.
В следующем году планируется выпуск третьей части похождений Билла и Теда — туповатых друзей-музыкантов, сыгранных Киану Ривзом и Алексом Уинтером. Самое время вспомнить, что происходило в двух предыдущих — тем более что эти фильмы у нас не пользуются такой огромной любовью, как у себя на родине.
В первой (и лучшей) части Билл и Тед отправляются в прошлое по наставлению человека из будущего, прилетевшего к ним на корабле в виде телефонной будки (привет, Доктор Кто). Дело в том, что всё утопическое будущее построено, внезапно, благодаря дурацким песенкам Билла и Теда, а если они завалят экзамен по истории в колледже, то никакой утопии попросту не будет. Поэтому человек из будущего вручает им машину времени, чтобы ребята с помощью неё подготовились к экзамену. Надо ли говорить, что подготовка идёт не совсем по плану — недалёкие герои собирают у себя в квартире целый каталог исторических личностей, переживая по ходу кучу захватывающих идиотских приключений.
Трилогия Роберта Земекиса — великое произведение современной фантастики, установившее новый эталон для фильмов о перемещениях во времени. Приключения гениального и слегка карикатурного учёного Эммета Брауна и бойкого паренька Марти за три части успели охватить и недалёкое прошлое, и ближайшее (к сожалению, не совсем сбывшееся) будущее, и даже эпоху Дикого Запада. И в каждой части Земекису удавалось гениально работать с идеей о перемещениях во времени и различных парадоксах, в итоге связав всю, казалось бы, эклектичную историю в один цельный сюжет о том, как важно найти своё место в жизни, даже если для этого понадобится пару раз изменить историю и вернуть её на место.
К слову, о великом. Если у Голливуда есть Земекис, то у нас есть «Иван Васильевич меняет профессию» — не менее, а то и более гениальное кино о перемещениях во времени (интересно, что в американском прокате фильм назывался Ivan Vasilievich: Back to the Future). Пускай и, как оказывается в финале, мнимых.
Через историю о том, как великий князь Иван Грозный и конъюнктурный советский управдом Иван Бунша меняются местами, Леонид Гайдай в свойственной ему карнавальной форме, с каскадом прекрасных артистов и давно ставших фразеологизмами шуток, показывает, как сильно изменилась со временем российская/советская действительность. Он одинаково и высмеивает царизм, и, насколько это было возможно, тонко издевается над соцреальностью, показывая, по сути, то, что люди со временем не сильно-то и меняются — и самый преданный советский гражданин после пары рюмок и ложки заморской баклажанной икры может легко примерить шкуру средневекового диктатора.