Монстры учат детей ответственности.
В домашнем прокате появился второй сезон подросткового сериала «Ужастики» Роба Леттермана и Николаса Столлера — вольной экранизации одноименной серии книг Р.Л. Стайна, автора «литературы ужасов» для детей, популярной в конце прошлого века. Зрителей ждет абсолютно новая история, а гостевая роль «странноватого отца» на этот раз досталась Дэвиду Швиммеру. Разбираемся, насколько у создателей получилось исправить ошибки прошлого сезона и чем заняться школьникам в самом скучном районе Бруклина.
Близнецы Девин (Сэм МакКарти) и Сиси (Джейден Бартельс) приезжают провести каникулы с отцом Энтони (Швиммер), проживающим на юге нью-йоркского района Бруклин. Девушка планирует ходить в престижный клуб дебатов, а парень — тренироваться контролировать гнев: Девина отстранили от занятий в самом конце учебного года за драку с одноклассником. Энтони, впрочем, хоть и трогателен в неловких проявлениях заботы, но не очень готов уделять время подросткам, в подвале дипломированный ботаник проводит какие-то опыты. К тому же мужчину настигает прошлое: 30 лет назад в заброшенном форте на побережье пропала группа подростков, в числе которых был старший брат Энтони Мэтти (Кристофер Пол Ричардс). От бывшей девушки исчезнувшего парня (а ныне детектива полиции) Джен (Ана Ортис) Энтони получает толстовку Мэтти и обнаруживает на ткани следы неизвестного вещества.
Пока Сиси и Девин восстанавливают старые знакомства (и заводят новые), их отец в подвале успевает подвергнуться воздействию странных спор с одежды брата, вырастить на руке натуральное растение из «Магазинчика ужасов» и переселить его в холодильник. С каждой серией странное требование Энтони ни при каких обстоятельствах не спускаться в подвал становится все весомее. Впрочем, в округе хватает мест опаснее отцовского погреба, и близнецы вместе с друзьями, конечно, не раздумывая устроят ночной променад в тот самый форт, известный по трагическим событиям тридцатилетней давности. В экскурсионной программе: плотоядные лианы, черная жижа, подавляющая разум, и опасные ученые родом из 60-х, скрывающие страшные тайны правительственных экспериментов.
Второй сезон «Ужастиков» получил подзаголовок «Исчезновение» и держится магистральной темы с уверенностью локомотива. Подростки исчезают не только в 90-х, где разворачивается часть сюжета, но и в современности, а также в конце 60-х. А чтобы зрители не запутались в эпохах, создатели не только использовали титры с конкретным годом, но и подобрали соответствующее музыкальное сопровождение и цветовое решение. Подобные стилистические изыски пусть и не сильно скрашивают впечатление от просмотра, зато хотя бы дают понять, что авторы знают (и любят) материал — в конце концов, когда выпадает шанс использовать трек Beastie Boys, раздумывать не стоит.
«Исчезновение» действительно старается выглядеть стильно и поначалу даже может ввести неподготовленного зрителя в заблуждение. Банальные диалоговые восьмерки и экспозиционные блуждания героев в стиле Александра Невского порой разбавляются неожиданными приемами вроде SnorriCam (эффект, фиксирующий актера в центре кадра, с помощью которого обычно передается состояние дезориентации). Подобных примеров немного, но такое заигрывание создателей сериала с публикой не может не радовать — поверхностная история получает чуть больше глубины, а происходящее на экране вызывает зевоту реже.
Впрочем, обыденному сюжету «Ужастиков» один стиль не поможет. От книг Р.Л. Стайна в сериале Роба Леттермана осталось одно название да несколько монстров, что неудивительно — авторы абстрагировались от работ писателя еще в первом сезоне, выбрав путь очень приблизительной адаптации. В новом тысячелетии тинейджеров пугают вовсе не зомби или гигантские растения-людоеды: ужас кроется в несоблюдении законов. Персонажи «Исчезновения» ведут себя как типичные подростки, но кто-то из них периодически иронично ломает четвертую стену, упоминая, что лезть в канализацию неуполномоченному лицу запрещено или попытка отомстить соседу, забравшись в подвал, — не самозащита, а взлом с проникновением.
Закон герои все равно нарушают, но метакомментарий, спрятанный создателями сериала между строк, точно останется в головах самых маленьких зрителей, пусть и не всех. В остальном же Роб Леттерман и Николас Столлер вновь предприняли попытку занять освободившуюся после закрытия «Ривердейла» нишу подростковой мистической фантастики. В этом благородном деле авторам пока не хватает самой малости — запоминающихся персонажей и внятного сквозного сюжета. Все-таки формат антологии, где лица героев стираются из памяти с финалом сезона, не слишком подходит для соперничества с эталонным продуктом Роберто Агирре-Сакасы.