Что посмотреть
Гипнозис
Реклама 18+
Закрыть
Реклама   18+
Премьера сериала
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHydLUNFk
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Подборки фильмов

Добро пожаловать в завтра: 7 антиутопий, которые всё ещё актуальны

Середина XX и начало XXI века – момент славы для антиутопий. Повсеместной стала рефлексия над тоталитарными экспериментами истории и попытками предотвратить аналогичные процессы в будущем. Многие из фильмов, рисуя безрадостную панораму – власть машин, рост цифрового контроля, диктат опасных партий или неуемное потребление, – все еще остаются важной творческой профилактикой и позволяют сравнить наш мир с неблаговидными вариантами будущего. 

Добавить в закладки
Добро пожаловать в завтра: 7 антиутопий, которые всё ещё актуальны

Люк Уилсон в роли Джо Бауэрса на кадре из фильма «Идиократия»

Люк Уилсон в роли Джо Бауэрса на кадре из фильма «Идиократия»

Комедию-антиутопию можно назвать экзотическим представителем жанра – обычно в мире будущего всем не до смеха. Фильм Майка Джаджа попадает под это определение. Будущее человечества – это власть непомерной глупости, роста невежества и потребления. Умные будут вымирать, а недалекие лежебоки увеличивать популяцию. Кошмарный сон становится правдой, когда капрал Джо Бауэрс (Люк Уилсон) просыпается спустя 500 лет и видит картину всеобщей деградации. «Идиократия», почти как «Бивис и Баттхед» Джаджа, – парад чернухи и абсурдизма, но приправленный актуальными научными сводками. Когда ученые говорят, что человечество глупеет из-за цифровых технологий и отсутствия концентрации внимания, то к этому выводу следует подойти предельно внимательно.

Колин Фаррелл в роли Дэвида на кадре из фильма «Лобстер»

Колин Фаррелл в роли Дэвида на кадре из фильма «Лобстер»

В будущем из «Лобстера» одиночество запрещено – это клеймо и угроза для дальнейшего воспроизведения общества. Главный герой Дэвид (Колин Фаррелл) вынужден поселиться в отеле, чтобы найти себе партнера. Ему отведено 45 дней, иначе холостяка превратят в животное. «Лобстер» Йоргоса Лантимоса не столь абсурден и фантастичен, как кажется: человечеству не так просто изжить предрассудки о людях-одиночках, а тем более перестать закабалять тех, кто сознательно отказался делить жизнь со второй половинкой. Впрочем, Лантимос, тонкий и отстраненный сатирик, проходится не только по репрессивным сторонникам любовных союзов, но и по группе воинствующих одиночек-оппозиционеров, обосновавшихся в лесу. В своем радикализме они, как говорится, друг друга стоят.

Кадр из фильма «Галактика THX 1138»

Кадр из фильма «Галактика THX 1138»

Сложно организованной технократии всегда нужны рабы – бритые обезличенные рабочие с кодовыми именами. Один из них, гражданин THX 1138 (Роберт Дюваль), устает мириться с системой и властью полицейских-андроидов, а потому восстает – ему все равно нечего терять. «Галактика THX 1138» – дебют Джорджа Лукаса, снятый на деньги Фрэнсиса Форда Копполы. Здесь еще нет характерного блокбастерного размаха, но есть аутентичная эстетика ретрофутуризма – Лукас воздействует на зрителя минималистичным дизайном и безжизненными холодными пространствами, где человек восстает во имя чувств, страсти, любви и свободы. Фильм будущего автора «Звездных войн» – напоминание о человеческих ценностях и яркий портрет антиутопических видений 70-х.

Джон Хёрт в роли Уинстона Смита на кадре из фильма «1984»

Джон Хёрт в роли Уинстона Смита на кадре из фильма «1984»

Вторая экранизация оруэлловской антиутопии вышла в символическом 1984 году. Постановку Майкла Рэдфорда нередко называют лучшей, а Джона Херта по праву считают самым убедительным Уинстоном Смитом – работником Министерства правды и жертвой тоталитарных репрессий Партии. Конечно, современному миру не так созвучны настроения самого известного романа-антиутопии, но когда речь заходит о пристальной слежке, введении цензуры и манипулировании информацией, то «1984» может послужить поучительной иллюстрацией о том, как податлив и незащищен разум человека. 

Кадр из фильма «Зеленый Сойлент»

Кадр из фильма «Зеленый Сойлент»

Чарлтон Хестон играет детектива, расследующего убийство главы корпорации «Сойлент». Вокруг – безрадостное будущее (фильм снят в 1973 году, а рассказывает о Нью-Йорке 2022-го) с перенаселением, нехваткой продовольствия и нарушением экологического баланса. Что будет, если вместо естественной природной пищи люди перейдут на синтетические брикеты, и как власть индустрий убивает цивилизацию? «Зеленый Сойлент» – недооцененная фантастика от Ричарда Флейшера, режиссировавшего «Конана-разрушителя» и «Рыжую Соню», размышляет над вопросами, которые как были злободневны для 70-х, так остаются и сейчас.

Хьюго Уивинг в роли V на кадре из фильма «V значит Вендетта»

Хьюго Уивинг в роли V на кадре из фильма «V значит Вендетта»

Антиутопия Джеймса МакТига по графическому роману Алана Мура рассказывает о приходе к власти в Великобритании радикальной политической партии. Став агрессивным силовым блоком, партия стремится к «миру и единству», ужесточая отношение к обычным гражданам. «V значит Вендетта» – кинокомикс о борце с тоталитарным режимом, благодаря которому маска Гая Фокса превратилась в символ: за все хорошее и свободное против всего плохого (впрочем, кто-то видит в этом и издевательскую сатиру над левыми движениями). Фильм МакТига – это еще и предупреждение для мира, где правый поворот в политике становится значимым и даже повсеместным. Амбициозная и молодая партия, не знающая компромиссов, по одну сторону, а по другую – технологии будущего с надзором и мгновенным подавлением рисуют опасный ландшафт реальности, который как минимум должен одергивать современное общество.

Клайв Оуэн в роли Теодора Фэрона  на кадре из фильма «Дитя человеческое»

Клайв Оуэн в роли Теодора Фэрона  на кадре из фильма «Дитя человеческое»

Триллер Альфонсо Куарона вышел на экраны в 2006 году, а по сюжету действие разворачивалось в 2027 году в мире, пораженном бесплодием, миграционным кризисом и анархией. «Дитя человеческое» – кино о спасении беременной девушки, превращенное почти в библейский эпос. Безостановочное действие картины позволяет наглядно увидеть проблемы и европейской архитектуры безопасности, и халатности к экологическим вопросам, и засилья криминальных структур. Спасут ли мир крепкие стены на границах и военные лагеря? Куарон ищет альтернативные и более гуманные ответы, стараясь поверить в отдельно взятых людей и их стремление дарить жизнь, а не закрепощать ее в клетках. 

Текст: Константин Мышкин
2 комментария
А
Не считаю включение "Лобстера" в эту сборную солянку обоснованным. Вот недавно читал, что в России и в мире становится все больше незамужних/холостых людей, и как все они кристально счастливы от своей ситуации. Так что тенденция как раз наблюдается обратная. Никто никого насильно в брак не загоняет, лишь бы налоги уплочены были
Интересно, спасибо
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?