"Второстепенные люди" лишь кажутся премьерой. Фильм уже полтора года странствует по экранам и восприятиям. На прошлогоднем Берлинском кинофестивале он появился вообще с колес. Отобран по неозвученной, не сведенной на одну пленку рабочей видеокассете, показан затем даже без монтажных листов. Германские фэны Киры Муратовой терпели минут пятнадцать, но перевода не оказалось. Без монтажных листов юмор текста "Урок - окно. Урок - окно, урок - окно. Урок - окно" не переводим никак, и германские фэны тихонько разошлись.
Но на фестивале было много наших кинокритиков, и случился парадокс: самые враждующие группировки, самые десятилетиями ненавидящие друг друга газетно-журнальные персонажи после сеанса спустились по лестнице с блаженной улыбкой на устах, забыв про вражду и ненависть. У них было несколько минут спуска, чтобы почувствовать себя человеком. Это сделало кино, которому они служат.
Артист Михаил Козаков шипел, что такое кино может снять лишь безумная климактеричка, и нравиться оно может лишь таким же климактеричкам, как кинотаврские критикессы. Режиссер Тигран Кеосаян требовал лишить Киру Муратову права на профессию по суду. Высказывался матом. Режиссер Эльер Ишмухамедов после просмотра и пресс-конференции на несколько часов удалился с территории фестиваля, чтобы взахлеб под закуску полить кино "профессионально". Юморист Ефим Смолин в пресс-центре сидел и смеялся: "Да позови мне ее, я ей в лицо скажу: "Пошла на х:й". Он хорошо представлял себе в этот момент почти 70-летнюю маленькую скромную женщину, которая ходит на каблуках, лишь держась за чей-то локоть, поскольку все дни фестиваля она так ходила вблизи него. Но он знал, что имеет право, потому что служить не рад.
Среди всех наших реакций вполне может быть добрая и хорошая, поющая и танцующая. "Главное - чтобы перспективы открывались: и некоторое время не закрывались". Быть хорошими для людей не менее естественно, чем быть плохими. Каждый имеет право на счастье, на то, чтобы не выплеснуть агрессию, а ускользнуть от нее. Из классического "ужастика" у Муратовой с небом - ясным, красками - чистыми, улицами - подметенными и без лишнего шума получился спокойный и юмористический вечный "антиужастик". Ну, и как же такое было перенести Тиграну Кеосаяну, Эльеру Ишмухамедову, Михаилу Козакову, Ефиму Смолину и т.п., твердо знающим, что плохо то, что плохо лично для них, а хорошее - это "я, Миша, Фима, Тигран, Эльер"? Как же им было стать счастливыми, не выплескивая агрессию на небо, улицы, краски и каждого из нас?
Муратова "виновата" лишь в том, что, давно уже будучи склонна к чистой стилизации, неприкрытой искусственнности восприятия, впервые во "Второстепенных людях" заявила об этом прямо. Заявила, что, собственно, и делает искусство, то есть кино снимает. Что ничего страшного, монструозного, уничижительного для критиков и коллег нет в том, что кто-то всю жизнь работает по профессии. Это не домысел, что профессия - как бы труд в радость, который жизнь не уродует, а очень ей помогает. Помогать легко.