Громоздкая драма с тремя сюжетными линиями, которая похожа на лук – много слоев и ничего «вкусного» в центре
Живущий в Париже пожилой писатель Майкл (Лиам Нисон) бросает жену ради молодой любовницы Анны (Оливия Уайлд), тоже писательницы. Однако их отношения слишком сложны, чтобы они могли надеяться на совместное счастье. Тем временем бывшая нью-йоркская актриса Джулия (Мила Кунис), обвиненная в покушении на жизнь сына, пытается доказать, что может быть достойной матерью, а приехавший в Рим в командировку бизнесмен Скотт (Эдриен Броуди) старается помочь румынской цыганке Монике (Моран Атиас) выкупить у контрабандистов ее маленькую дочь.
Канадский сценарист и режиссер Пол Хаггис прославился в 2004 году, когда снял голливудскую ленту «Столкновение» – драму интимного содержания и эпического размаха. На примере двух десятков персонажей Хаггис демонстрировал многие оттенки и нюансы американского расизма, и его полотно было отмечено тремя «Оскарами» (лучшая картина, лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж). Правда, почти сразу же пошли разговоры о переоцененности «Столкновения» и о том, что киноакадемики из-за своего консерватизма просто побоялись отдать самую важную статуэтку скандальной гей-мелодраме «Горбатая гора», которая была бесспорным фаворитом в глазах либеральных западных критиков.
Как будто подтверждая мнение о своей перехваленности, Пол Хаггис после награждения начал заметно деградировать как творец. За такими удачными сценариями, как «Малышка на миллион», «Флаги наших отцов» и «Казино “Рояль”», последовали сюжетно провальные «Квант милосердия» и «Терминатор: Да придет Спаситель», а вышедший в 2010 году триллер «Три дня на побег» (режиссерская работа Хаггиса, основанная на французской ленте «Для нее») был расценен критиками как в лучшем случае полуудача. Причем как с коммерческой, так и с художественной точки зрения.
Когда голливудец чувствует, что соскальзывает с пьедестала, он обычно обращается к тому, что его прославило. Стареющие экшен-звезды снимаются в сиквелах своих главных хитов, а Пол Хаггис сочинил и поставил размашистую драму в духе «Столкновения», со взводом главных героев и тремя основными сюжетными линиями. Но если в «Столкновении» сразу же становилось ясно, как связаны многочисленные персонажи и как перекликаются их истории, то «Третья персона» приберегает это «откровение» почти до финальных титров, как будто сценарий писал не Хаггис, а М. Найт Шьямалан.
Это катастрофическая ошибка, поскольку удачный сюжетный поворот должен менять картину, а не создавать ее, не превращать мешанину событий в цельное повествование. «Психоз» Хичкока, например, сперва смотрится как авантюрное кино, а затем оказывается лентой о маньяке. «Третья персона» же смотрится как бессвязица из трех совершенно разных сюжетов, не связанных никем и ничем (за вычетом одной очень странной, физически невозможной сцены, в которой персонаж из одного города вдруг оказывается в другом). И вдумчивые зрители почти два часа не наслаждаются, а недоумевают, пока наконец Хаггис не раскрывает все карты. Фактически фильм требует второго просмотра или по крайней мере знания финала, и такая сюжетная конструкция – неуважение к публике.
И добро бы три истории «Персоны» казались удачными независимыми повествованиями! Но нет, сага о Джулии сводится к тому, что женщина переживает, потому что не видит сына, и ее история заканчивается почти в том же сюжетном месте, с которого началась. Толком не развиваются и отношения Майкла и Анны. Хотя за ними по крайней мере забавно следить, потому что они все время то цапаются, то милуются, и Оливия Уайлд напоминает нам, почему мы ее полюбили, когда она в «Докторе Хаусе» изображала саркастичную стерву. Анна сделана из того же теста, и это, кажется, самый яркий персонаж из всех, сыгранных актрисой в последнее время. Плюс Уайлд раздевается на экране – для тех, для кого это существенно. Единственная сюжетная линия, которую можно было бы вынести в отдельное кино, – история Скотта и Моники. От нее, впрочем, так и разит западным «белым рыцарством» – американец спасает семью цыганки. Ох уж эти цыгане – такие беспомощные!
Когда фильм наконец расставляет все точки над «i», становится ясно, что в его основе лежит любопытная, перспективная идея… и что Хаггис раскрыл ее так неуклюже и тяжеловесно, как только мог. Кроме того, главная тема фильма столь очевидна, что сказать по ее поводу что-то существенное просто невозможно – можно только повторять банальные истины. И в конечном счете к этому сводится вся «Третья персона» – к унылой тривиальности, которая прячется под обильными и едва обоснованными сюжетными наслоениями. Не лучший способ провести два часа вашей жизни, если только вы не обожаете занятых в фильме актеров. Особенно Нисона, Уайлд и Броуди – все остальные в картине раскрываются хуже.