Библиотека американского стриминг-сервиса Netflix недавно пополнилась отечественным сериалом «Эпидемия», повествующим о смертоносном вирусе, который обрушился на Россию. Западные зрители (в том числе и Стивен Кинг, лестно высказавшийся о проекте в своём Twitter) тепло приняли работу Павла Костомарова: по этому поводу мы вспоминаем главные многосерийные шоу со стриминга, сделанные нашими соотечественниками.
Российские жанровые сериалы с каждым годом поднимают планку качества всё выше. Возможно, именно выход (и успех) «Эпидемии» стал причиной бума многосерийных хорроров и триллеров, исправно выходящих под патронажем сервиса Premier: там же через некоторое время появились «Колл-центр», «Игра на выживание» и «Территория» — безусловно удачные и оригинальные проекты, осмысляющие современность мастеровитее фестивальных драм. Сериал под режиссурой Павла Костомарова («Я тебя люблю») повествует о таинственном вирусе на территории России: посреди разгара эпидемии Сергей, живущий вместе с новой семьёй, решает отправиться за бывшей женой и ребёнком в Москву — прямиком в эпицентр чумы. Семейная история вшивается в грубый каркас постапокалипсиса с завораживающими кадрами катастрофы и природных пейзажей, поэтому и фанаты сурового жанра, и любители мелодрам будут удовлетворены в равной степени.
От бума жанрового кино — к буму Александра Петрова. Детективный сериал Егора Баранова («Аванпост», трилогия о Гоголе), снятый под бдительным надзором главного продюсера компании «Среда» Александра Цекало, повествует о таинственной гибели учительницы, выпрыгнувшей из окна. Причина её смерти, возможно, кроется в новой системе виртуальной реальности, которую школьники тестируют на информатике. «Sпарту», конечно, можно критиковать за странное рассуждение на тему цифровой проблематики, но сложно спорить с тем, что в своё время этот киберпанк-неонуар со страдающим следователем (Артём Ткаченко) и дерзким учеником (юный Александр Петров) в центре сюжета стал как минимум одним из первых сериалов в подобной фантастической стилистике. Впрочем, до сих пор ничего лучшего в этом сегменте не вышло, а значит, повторить успех «Sпарты» не так уж и просто.
Ещё один проект Егора Баранова с Александром Петровым и под кураторством «Среды». В этот раз, правда, никакого киберпанка и неонуара — лишь светлая ностальгия и история о переломном времени в СССР. Сериал рассказывает о дружбе парней, которые вынуждены выживать в тяжёлую эпоху и пытаются найти хитрые способы разбогатеть. Рэкетиры и поэты, фарцовщики и простые мечтатели — СССР здесь обретает один из лучших экранных образов через призму постсоветской оптики. Авантюрные и мелодраматические сюжеты идут рука об руку с социальными темами несвободы и лжи, а простая человеческая история выливается в по-настоящему эпический сюжет о судьбе страны — идеальный пример художественной синекдохи, дерзко распластавшейся на все восемь серий.
Ещё один взгляд на советское прошлое через призму современной России. Во время интервью одному из журналистов Троцкий (Константин Хабенский, способный облагородить любой характер) вступает в словесную перепалку и начинает вспоминать ключевые моменты из жизни и треклятой революции. Монументальный образ политика затмевает характеры и Ленина, и Зиновьева, и Дзержинского, а ангажированность авторов едва ли ставится под сомнение. Да, «Троцкий» — это продукт идеологии, эдакий многосерийный «Союз спасения», за тем лишь исключением, что сделан мастерски и где-то даже искусно. Зритель, который в очередной раз хочет получить уроки «правильной» истории, будет доволен, но в сравнении с остальными отечественными сериалами на Netflix этот проект выглядит аутсайдером — хилым, не шибко оригинальным и назойливо дидактичным.
Нашумевший отечественный детектив от всё той же вездесущей «Среды». Юрий Быков, познавший тяготы русского быта, снимает процедурал о сыщике-алкоголике Родионе Меглине (Константин Хабенский) и его напарнице Есене (Паулина Андреева), которые разъезжают по регионам и методично устраняют жестоких маньяков. Во многом прозападный с точки зрения сеттинга и проблематики (фрейдистские мотивы, клюквенная Россия), но в плане так называемой чернухи самый что ни на есть родной, наследующий багаж Балабанова и других мастеров хтонического отечественного ужаса. А ещё «Метод» собирает в одном сериале лучших характерных актёров, которые здесь исполняют роли убийц: в образах негодяев предстают Цекало и Серебряков, Цапник и Кукушкин — талантливейшие артисты, способные исполнить сложнейшие характеры в рамках жанровых образов.
История о перевоспитании мажора, думается, ещё найдёт отражение у нас в культуре (из последнего удачного — «Холоп» Клима Шипенко), а в сериале с Павлом Прилучным, купленным на Netflix, этот сюжет распластался аж на три сезона (на стриминге, впрочем, доступно только два). Чем дальше развиваются события, тем больше проект начинает походить на неудачные детективы с НТВ, однако развитие концепта в первых сериях было довольно любопытным. Хотя, возможно, именно эта непосредственность, простота «Мажора», который едва ли предлагает зрителю интересные драматургические решения, но зато прекрасно справляется с собственно интертейментом, зрителям и нужны. Да и посмотреть на Павла Прилучного, в кои-то веки органично встроившегося в необычный образ, тоже стоит.