6 июля в российский прокат выходит очередной ребут «Человека-паука». Режиссировать картину назначили Джона Уоттса, и этот выбор удивил очень многих, хотя бы потому, что большинство до сего момента никогда не слышало имя постановщика
Детишки не в порядке
Путь Уоттса начинался весьма тривиально – киношкола, реклама, сериалы – ровно до одного поворотного момента. У Джона, его друга-сценариста Кристофера Форда и еще парочки корешей, с которыми они учились в Нью-Йоркском университете, был совместный ютуб-канал, куда они выкладывали разные бестолковые видеозаписи. Тихий, ничем не примечательный такой канал. Однажды в 2010 году Уоттс подал идею: «Помните нашу задумку, по поводу которой мы всегда прикалывались? Ну, про мужика, который превращается в клоуна в стиле Кроненберга? Давайте сделаем фейковый трейлер – вдруг народу на канале прибавится?» Друзья выкроили уик-энд и сняли фейк-трейлер, а в процессе монтажа решили добавить «От мастера ужасов Илая Рота», обозначив себя лишь в качестве сценаристов.
От души посмеявшись над задумкой, Джон с Крисом залили видеозапись на Ютуб и с чистой совестью легли спать. События следующего дня повергли их в настоящий шок: мало того что канал получил небывалый всплеск в количестве подписчиков, так еще и фейковый трейлер, снятый шутки ради, обсуждали все фанаты хоррора во всех актуальных соцсетях. «Клоун» светился как следующий проект Илая Рота в Инстаграме, в Твиттере, в Фейсбуке – буквально повсюду. А затем Уоттсу позвонили и сообщили, что с ним в скором времени свяжется мистер Рот. Лично. «О нет! Что же мы наделали», – подумал Уоттс, и перед его глазами уже проплывали закладная на дом и кредит на оплату адвоката.
Пока бедный Джон мучился перспективами скорого суда, телефон и электронный ящик Илая буквально разрывало от входящей корреспонденции. Друзья и знакомые Рота поздравляли его с новым проектом и радостно сообщали, что трейлер выглядит просто обалденно. «Я понятия не имел, о чем они, – вспоминал Илай. – Я залез в Интернет и нашел там фейковый трейлер под названием “Клоун”. Он был совершенно потрясающий!»
Рот быстренько связался с Уоттсом, желая похвалить его работу и предложить расширить идею до полнометражного фильма. Но не успел он представиться, как Джон тут же взмолился великодушно его простить и оставить помыслы о судебных тяжбах. Илай отшутился, что в Голливуде судятся только после того, как фильм приходит к успеху.
Слово за слово, и вот уже Джон Уоттс вместе с Крисом Фордом летят в Лос-Анджелес и получают там аванс за сценарий. А после Уоттс отправился в Оттаву на съемки своей первой в жизни полнометражки, которая родилась из шутки. «Думаю, он [Илай Рот] продал фильм Dimension Films еще до того, как мы написали сценарий. Ну, может, сразу после этого. До сих пор не могу поверить, что это все происходило на самом деле».
Синопсис «Клоуна» достаточно прост и со стороны выглядит презабавно. Кент, риелтор, любящий муж и отец, узнает, что клоун, нанятый для вечеринки по случаю дня рождения сына, не может приехать. По иронии судьбы герой находит в доме, который пытается продать, клоунский костюм и спасает положение. Сын в восторге, жена в восторге, все счастливы. Но тут же появляется проблема: ни костюм, ни парик, ни даже клоунский нос никак не желают сниматься. А вскоре выясняется, что это вовсе никакой не костюм, а кожа и волосы древнего норвежского демона, пожирающего детей…
Как бы глуповато ни звучал синопсис, Уоттс снял фильм с предельно серьезной миной, на выходе получив максимально мрачный образчик хоррора. Во-первых, «Клоун» изящно ломал почти все стереотипы, сложившиеся в поджанре за долгие годы. Во-вторых, картина не стеснялась изображать убийства детей, что в американском кинематографе считается табу, нарушать которое решаются немногие. И, самое главное, фильм буквально пропитан глубокими и мощными эмоциями. Например, в одной из сцен Мег, супруга протагониста, решает спасти мужа, скормив демону первого попавшегося под руку ребенка. Образ женщины и матери, которая готова плюнуть на мораль и пожертвовать чьей-то дочерью ради мужа, – это действительно мощно и свежо, и к столь глубоким драматическим подоплекам современные хорроры вне зависимости от бюджета обращаются редко. Остальные аспекты тоже не вызывают нареканий: у фильма отличная динамика, игра актеров (особенно Энди Пауэрса) выше всяческих похвал, а грим и спецэффекты выполнены очень натуралистично.
К 2013 году съемки были окончены, но «Клоуну» пришлось несколько лет помариноваться в голливудском лимбе. Лишь в 2016-м кино получило ограниченный театральный прокат и дистрибуцию на стриминг-сервисах. Особенно радует, что официальный трейлер также щеголял подписью «от мастера ужасов Илая Рота». Уже без всяких фейков.
Первая же поездка может стать последней
Если дебют Уоттса родился из шутки, то за идеей для второй полнометражной картины Джон отправился туда, где в свое время черпал вдохновение старина Говард Филлипс Лавкрафт. Уоттс утверждает, что в детстве ему частенько снился один и тот же сон: ему 10 лет, и он сидит на пассажирском сиденье автомобиля, за рулем – его друг Трэвис, и они разъезжают по своему маленькому городку, затерянному в штате Колорадо. Проезжают мимо приятелей, знакомых, соседей, но никто их не останавливает, словно так и надо. Трэвис отлично проводит время и постепенно увеличивает скорость, а вот Джон не на шутку напуган, и чем быстрее они едут, тем ближе паника. В конце концов 10-летний Джон кричит: «Остановись! Мы разобьемся!» – и просыпается. Уоттс прокручивал идею о двух подростках в машине снова и снова и решил, что для большей драматичности автомобиль должен быть полицейским. Он поделился мыслью с Крисом Фордом, и вместе они нарастили на этой идее множество деталей, получив в итоге полноценный сценарий «Полицейской тачки».
Собственно, по сюжету двое мальчиков, убежавших из дома, находят посреди поля патрульный автомобиль шерифа. Ключи оказываются под солнцезащитным козырьком, и через минуту детишки уже рассекают по полям и улицам на угнанной машине. Однако шерифу позарез нужно вернуть свой Crown Victoria (не только и не столько ради выполнения служебных обязанностей), и достаточно милая и забавная картина мутирует в невероятно саспенсовый триллер.
С минимальным бюджетом, не дотянувшим даже до миллиона долларов, Уоттсу удалось создать многогранную, эмоционально глубокую и, чего уж скромничать, выдающуюся киноленту. В «Клоуне» Джон показал, как ловко он умеет подчеркивать драматичность ситуации и нагнетать саспенс, но в «Полицейской тачке» на актерах лежал более серьезный груз ответственности. И тут сыграл свою роль невероятно удачный каст. Прослушивания на роли Гарриссона и Трэвиса велись по всей стране, и выбор пал на Хэйза Уэллфорда и Джеймса Фридсон-Джексона. Ребятишки крайне убедительно выглядят в кадре, и не только в экстремальных моментах, но и в самых рядовых ситуациях: правдоподобно показать детей в естественной для них среде – задачка еще та. С другой стороны, Уоттсу очень повезло, что сценарий попался на глаза Кевину Бейкону, который не раздумывая согласился на роль шерифа Кретзера и обеспечил полную аутентичность своему персонажу. Таким образом, в фильме работает решительно все: «вязкие», вдохновленные «долларовой трилогией» Серджо Леоне панорамы колорадских пейзажей, минималистский саундтрек, актерская игра с контрастом пороговых эмоций, отличная работа с цветами и жанровый фьюжн.
Там, где кончается одна история, начинается другая
О’кей, Уоттс сделал два по-настоящему классных фильма. Но неужто этого достаточно, чтобы с ходу ему доверить кресло режиссера, 175-миллионный бюджет и ребут франшизы про одного из самых известных персонажей комиксов? Вполне!
В современном Голливуде охотно раздают шансы на самореализацию «новичкам». Чаду Стахелски и Дэвиду Литчу хватило «Джона Уика», чтобы получить приглашения на крупные проекты: Чаду поручили заниматься реанимированием «Горца», а Дэвид поставит сиквел «Дэдпула». Другой пример – сценарист Алекс Курцманн, за плечами которого скрывается лишь одна полнометражная драма «Люди как мы». Тем не менее именно его Sony посадила за штурвал 125-миллионной «Мумии» (как показало время, идея не самая лучшая, но это уже другой вопрос).
Кроме того, Уоттс сам размахивал руками активнее прочих. Джон задействовал все связи, чтобы рассмотрели его кандидатуру, даже татуировку с Человеком-пауком на груди набил. Это вам не Брайан Сингер, вытатуировавший свой маленький значок «X» на ноге, да и то лишь после того, как «Дни минувшего будущего» перевалили за полмиллиарда в бокс-офисе. Боссы Marvel встречались с Уоттсом 5 или 6 раз, и Джон показал себя не только талантливым режиссером, но и приятным собеседником и вообще отличным парнем.
Чего же ожидать от грядущего Человека-паука? Если судить по предыдущим картинам, где детишки в течение всего хронометража получали на орехи, то персонажу Тома Холланда хорошенько перепадет. Сам Уоттс отрицает, что он намеренно подвергает несовершеннолетних героев своих картин физическим страданиям, но это уже стало практически визитной карточкой режиссера. Также Уоттс большой фанат Джона Хьюза и комиксов «Невероятный Человек-паук», а значит, в фильме достаточно времени будет уделено старшей школе и хьюзовской «ванили» – готовьтесь. Про Питера Паркера все ясно (по крайней мере, тем, кто видел третью часть «Первого Мстителя»), за прекрасное будет отвечать Марисса Томей, а роль антагониста снова отошла характерному харизматичному актеру. И вот тут Майкл Китон внушает некоторые опасения. Отсылка к «Бердману» – это прикольно, но Китон в первую очередь злодей-психопат: оскал, монологи, резкие движения – ну, вы поняли. Когда таких актеров закрывают костюмом, не всегда получается хорошо. Из недавних примеров – Дэвид Тьюлис в «Чудо-женщине».
Но будем надеяться, что у «Возвращения домой» все получится: Уоттс знает, как менять динамику, чтобы зритель не заскучал, и прекрасно обращается с саспенсом. Кроме того, Джон утверждал, что, несмотря на жирный бюджет, продюсеры не тормошили его излишним контролем, и на съемочной площадке вместо стрессового зубовного скрежета звучал исключительно смех и хлопки «пятюней». Но даже если у Уоттса что-то не срастется, он всегда может нырнуть в воды умеренных бюджетов и лепить новые истории уже там. Наверняка у него припасена еще не одна и не две классные идеи про детишек, которые, как пели The Offspring, не в порядке.