Джордж Клуни спасает искусство от нацистов в эпическом военном триллере «Охотники за сокровищами»
Нацисты воевали не только ради покорения и уничтожения народов Европы. Пока одни немецкие поезда везли в «лагеря смерти» евреев и военнопленных, другие составы перевозили награбленные сокровища – великие произведения искусства, которые нацистские вожди развешивали и расставляли в своих особняках и замках. Гитлер требовал шедевры, и его прихвостни сбивались с ног, чтобы ублажить фюрера.
«Все это было частью продуманного плана, – объясняет историк Роберт М. Эдсель. – Гитлер хотел построить в Германии новые музеи. И он хотел разграбить целые культуры, вычеркнуть их из истории».
Согласно книге Эдселя, когда союзники осознали размах нацистского хищничества, они организовали команду историков искусства и музейных работников, чтобы выявить и спасти похищенные ценности. Ученые не могли терять ни минуты – когда немцы отступали, они уничтожали все, что не успевали увезти. Советские войска тоже не зевали. Они везли в СССР все, что считали репарациями за сожженные города и убитых и замученных соотечественников. В свою очередь, командиры американских, британских и прочих союзных войск думали о победе над врагом, а не о сохранении средневековых церквей. Так что эксперты должны были спасать шедевры не только от врагов, но и от друзей. И они не делали различий между искусством покоренных стран и Германии. Для них все великие произведения были одинаково ценны.
Джорджа Клуни эта история поразила. Он услышал ее от своего давнего бизнес-партнера Гранта Хеслова, когда они вместе продюсировали «Операцию “Арго”», и решил, что нашел свой новый продюсерский проект. «Интересный фильм о Второй мировой войне снять очень сложно, потому что все знают, как она проходила и чем закончилась, – рассказывает Клуни EMPIRE, вернувшись с МКФ в Венеции. – Конечно, можно сделать то, что недавно сделал Квентин Тарантино в “Бесславных ублюдках”. Но мы поступили иначе. Мы нашли занимательную реальную историю, которую почти никто не знает. И в этой истории самый мерзкий в мире злодей».
Поначалу Клуни видел картину как «приключенческий фильм в старомодном голливудском стиле». Армия собирает «инвалидную команду», наспех ее тренирует, забрасывает на фронт и поручает спасать бесценные (и хрупкие) артефакты – драгоценные иголки в заминированном стоге сена. Продюсер и соавтор сценария Хеслов без обиняков называет фильм «самой крутой историей об охоте за сокровищами».
Однако когда Клуни пересмотрел фильмы о Второй мировой войне, которые он обожал в детстве, он осознал, что они плохо сохранились. «Я пересмотрел “Большой побег”, “Пушки острова Наварон”, – усмехается звезда. – Раньше они казались мне сильнее, чем кажутся сейчас». После «Спасти рядового Райана» легкомысленные военные ленты не смотрятся. Поэтому Клуни решил соединить эксцентрику военно-приключенческих фильмов в духе «Грязной дюжины» с трагизмом и драматизмом таких военных эпопей, как «Мост слишком далеко». Поэтому не верьте первому трейлеру картины – это не «братья Коэн идут на войну».
«В нашем фильме есть шутки, – признает Клуни. – Но это полноценная военная драма, а не очередная серия “Друзей Оушена”, как некоторые решили, посмотрев трейлер». Выстроив сценарий вокруг поисков таких реликвий, как легендарная «частная коллекция» Гитлера, спрятанная нацистами в заброшенной соляной шахте, Клуни и Хеслов собрали в фильме столь же драгоценную актерскую команду. Лишь Дэниел Крейг не смог отправиться на фронт, и на его место спешно десантировался Мэтт Деймон, давний друг Клуни. «Их всех привлек наш сценарий», – гордо рассказывает продюсер, который также взял на себя обязанности режиссера. Клуни собирался довольствоваться работой за кадром, но оказалось, что он как две капли воды похож на руководителя команды экспертов Джорджа Стаута (в фильме его зовут Фрэнк Стоукс). Так что Клуни взял себе эту роль. И заодно повысил привлекательность ленты для зрителей.
Как и его персонажи, Клуни не может терять ни минуты, когда готовит «Охотников» к прокату. Он только что начал играть в суперсекретном фантастическом фильме Брэда Берда «Земля завтрашнего дня» («красивейшее кино»). «После двух недель съемок в “Земле” я возьму трехнедельный отпуск для работы над звуком “Охотников” на лондонской студии Abbey Road, – вздыхает Клуни, рассказывая свое расписание. – Потом я вернусь на съемки “Земли” и буду днем играть, а вечерами микшировать саундтрек. Я уже предвкушаю работу по 18-19 часов в день. Но наш фильм этого стоит. Думаю, мы смогли передать дух того, чем эти люди занимались. Они спасали нашу связь с историей. Они спасали культуру».
*Этот материал был опубликован в журнале Empire за ноябрь 2013 года