Криминальная кринж-комедия о бесконечных разборках на улицах Пензы с шутками ниже плинтуса и регулярным матом.
Воспитанный на улицах Пензы Макс (Никита Кологривый) устал работать в букмекерской конторе и хочет большего как для себя, так и для любимой девушки Насти (Наталья Бардо). Предприимчивый парень придумывает аферу со ставками на футбол и даже выигрывает приличную сумму, но о махинациях становится известно владельцу одной из команд, местному криминальному авторитету Анальгину (Игорь Жижикин). Теперь Макс вместе с приятелем Гусём (Владимир Карпук) и бывшим начальником Сержем (Дмитрий Богдан) вынужден выполнять опасные задания, чтобы рассчитаться с влиятельным бандитом.
«Макс и Гусь» — спин-офф сериала «Зёма 3», в котором Макс и Гусь впервые появляются на экране. Новый проект призван показать путь Макса на вершину криминальной лестницы Пензы. В «Зёме» вчерашний каппер — сотрудник букмекерской конторы, который помогает другим делать ставки, — уже контролирует наркотрафик города, держит под собой ночные клубы и другие развлекательные заведения и является главным антагонистом.
«Зёма» начинался как сделанный за три копейки на голом энтузиазме веб-сериал. Организатором съёмок и идейным вдохновителем проекта был бывший участник пензенской команды КВН «С.У.Р.А.» Семён Молоканов, исполнявший заглавную роль. Третий сезон выходил уже в отечественных онлайн-кинотеатрах, как и фильм «Зёма 3: Новогодний замес». Теперь вселенная простых пензенских пацанов в трениках, которые хотят поднять деньжат, заметно расширяется. Почти одновременно с «Максом и Гусём» вышел другой спин-офф — «Тяни, Сундук». На самом деле сериал «Зёма» и продолжения — редкий для России пример развивающегося регионального кино, ещё и без государственной поддержки. Другой вопрос — качество получаемого на выходе продукта.
Хотя в заглавие вынесены имена двух персонажей, это лишь уловка. Главный герой проекта — Макс, а друг Гусь лишь изредка появляется на экране и выступает наивно-блаженным голосом разума, призывая остановиться и подумать. Но чёткие парни из Пензы предпочитают действовать, желательно с применением кулаков.
Креативным продюсером проекта выступил Никита Кологривый, звезда сериалов «Два холма», «Чёрная весна» и «Оффлайн». В «Максе и Гусе» Кологривый участвовал в разработке сценария, а также ставил экшен-сцены. Автором идеи является Вадим Валиуллин («Мёртвым повезло» и «Суперпозиция»), а все эпизоды снял режиссёр Денис Павлов («Экипаж 314»).
Чтобы понять, с чем столкнулся зритель, достаточно одной серии «Макса и Гуся». Сюжет вторичен и носит исключительно прикладной характер. В каждом эпизоде Макс вроде бы пытается разрулить навалившиеся проблемы, но на самом деле только вляпывается в новые. Естественно, страдают близкие — Настя и Гусь. По схожему принципу построен популярный «Голяк», но в британской криминальной комедии куда больше любопытных персонажей, передряги разнообразнее и забавнее, а юмор остаётся пристойным.
«Макс и Гусь» — череда бесконечных и утомительно однообразных бандитских разборок. Все события развиваются под монотонный кальянный рэпчик, а экшен-сцены разбавлены стереотипными и лишёнными всякой политкорректности шутейками. Естественно, мат с экрана льётся рекой. Все женщины сексуализированы, а характеры едва прописаны. Например, Настя призвана только для постельных сцен с Максом и вечных причитаний о необходимости жить честно и спокойно. Разумеется, дежурные слова нужны сценаристам только для галочки. Вроде бы нарушать закон плохо, но как же весело.
Если верить авторам «Макса и Гуся», современным криминальным разборкам в Пензе позавидуют и лихие 90-е, и любая другая эпоха. Не очень понятно, когда наконец в России перестанут романтизировать образ пацанов в трениках, которые жаждут больших и лёгких денег. Ни идейно, ни в техническом плане, естественно, проект не претендует на новизну. Возможно, разрулив вопросики на улицах, чёткие парни приходят домой и расслабляются под «Макса и Гуся». Зачем кому-то другому смотреть сериал, лишённый каких-либо достоинств, сказать трудно.