![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
«
До того как Стив Роджерс получил точеные черты Криса Эванса, историю одного из самых популярных героев Marvel пытались экранизировать несколько раз. «Капитан Америка» Альберта Пьюна — первая такая попытка на поле полнометражного кино. Выход картины формально приурочили к 50-летию существования Капитана Америки, но после ограниченного проката было решено выпустить фильм сразу на VHS. Впрочем, в ходе просмотра быстро становится ясно, почему студия так легко отправила «Капитана» в видеопрокат.
Классическая история происхождения супергероя то ли по политическим причинам (съемки фильма пришлись на 1989 год, аккурат во время мирной революции в ГДР, и выставлять немцев в невыгодном свете было не очень уместно), то ли ради банальной экономии претерпела значительные изменения. Виновниками всех бед назначили итальянских фашистов, которые и создали сыворотку для выведения суперсолдат. Так, главный противник Стива Роджерса (Мэтт Сэлинджер) Красный череп (Скотт Паулин) оказался итальянцем, а сам кэп получил силы благодаря сбежавшей в США ученой Марии Васелли (Карла Кассола). А дальше все как обычно: проигранная битва, 50 лет во льдах, тяжелая адаптация к современности и искупляющее спасение президента. В качестве бонуса — скабрезные диалоги, глупые шутки, ужасная игра актеров и невероятная глупость сценария.
Тысячи лет назад инопланетяне, посетившие Землю, стали богами для ацтеков и создали Человека-пуму — полубога с невероятными способностями, призванного защищать человечество. Герой получил золотую маску, способную контролировать разум. Тысячелетия спустя реликвия попадает в руки Джейн Додсон (Сидни Ром), которая разгадывает ее предназначение. Только с работодателем Джейн не повезло, им оказывается доктор Кобрас (Дональд Плезенс) — человек алчный и властолюбивый. План негодяя прост: использовать маску для порабощения мировых лидеров и самому царствовать и всем владеть.
На пути Кобраса встает американский палеонтолог Тони Фармс (Уолтер Джордж Олтон), после встречи с таинственным ацтеком Вадиньо (Мигель Анхель Фуэнтес) получающий магический пояс и силы Человека-пумы. Режиссер картины Альберто Де Мартино позже назвал «Человека-пуму» «единственным фильмом, который мне снимать не стоило». Итальянский кинематограф конца 1970-х активно перенимал американские тренды, одним из которых оказалось повальное увлечение фантастикой. Только вот с финансированием у итальянцев так и не заладилось, поэтому поборник справедливости Человек-пума балансирует в воздухе на лесках, прицепленных к брюкам, и раздает невнятные тумаки под музыку, больше подходящую скетчкому. Вероятно, именно поэтому американские зрители впервые увидели «Человека-пуму» в комедийном сай-фай-шоу Mystery Science Theater 3000.
История легендарного квартета Marvel уходит корнями в начало 1960-х, когда герои впервые появились на страницах одноименного комикса. Рид Ричардс, Сью и Джонни Шторм и каменный гигант Существо, получившие суперспособности после воздействия космических лучей во время космической миссии, быстро завоевали популярность, но вот до больших экранов впервые добрались только в 2005 году. Дилогия Тима Стори хоть и собрала внушительную кассу, но критиков впечатлила не сильно, поэтому вопрос о перезагрузке франшизы решился сам собой.
В качестве режиссера «Фантастической четверки» 2015 года был выбран молодой постановщик Джош Транк, поразивший всех антисупергероикой «Хроника» в жанре найденной пленки. Но парень оказался не готов к внезапной славе и востребованности и попытался сосредоточить в своих руках весь творческий контроль над проектом. Это не понравилось ни студии, ни съемочной группе, ни актерам. Постоянные конфликты, замены сценаристов, давление со стороны фанатов — производство новой «Фантастической четверки» превратилось в ад. По словам Транка, в какой-то момент существовало две версии фильма: режиссерская и студийная, монтажом которой занимался Стивен Ривкин, известный по работе над «Аватаром» и «Пиратами Карибского моря». В итоге финальная версия картины загнала «Четверку» в подвал всех возможных рейтингов, а Джоша Транка — в глубочайшую депрессию.
Человек-оркестр Сарик Андреасян задумал «Защитников» как «наш ответ» всевозможным заокеанским командам супергероев. Согласно скупому лору будущей медиафраншизы (да, Андреасян планировал расширить мир «Защитников» в комиксах и мультсериалах), во времена холодной войны для защиты родины от сверхъестественных угроз секретная организация «Патриот» экспериментировала с человеческой ДНК. Результатом стала мультинациональная команда из четверых супергероев: человека-медведя Арсуса (Антон Пампушный), сверхскоростного Хана (Санжар Мадиев), повелителя камней Лера (Себастьян Сисак-Григорян) и Ксении (Алина Ланина), способной становиться невидимой в воде. Пока одни ученые проводили гуманные генетические эксперименты, гениальный профессор Август Куратов (Станислав Ширин) курировал создание аппарата, способного контролировать технику. Но в какой-то момент его исследования завершаются неудачей, амбициозный экспериментатор становится помесью резинового пупса и робо-костюма Крэнга и планирует отомстить всему миру.
Ругать «Защитников» стало утомительно еще до выхода фильма на экраны. Пустое, вторичное, абсолютно постное кино вобрало в себя самые замусоленные штампы супергеройского жанра и под этикеткой «нашего ответа» скрывало плагиат и халтуру. Впрочем, по словам создателей, была проделана большая работа по формированию уникального визуального стиля и нарративных элементов, кардинально отличающих «Защитников» от зарубежных аналогов, а любые сходства стоит именовать оммажем. Зрители такой подход не оценили, и картина Андреасяна потонула в отрицательных отзывах, к счастью, утянув за собой все надежды на сиквел.
Джона Хекс — герой комиксов времен экспериментов, когда в моду стали входить антигерои и обаятельные мерзавцы. Персонаж получился запоминающийся: циничный охотник за головами с изуродованным лицом колесил по Дикому Западу в мундире Конфедерации, убивал за деньги, но следовал собственному кодексу чести. А еще Джона Хекс не имел практически ничего общего со своим экранным воплощением.
«Джона Хекс» стал первым и последним игровым фильмом аниматора Джимми Хейворда, известного по работе над «Историей игрушек», «Корпорацией монстров» и «В поисках Немо». Предысторию персонажа было решено серьезно перелопатить, оставив нетронутым лишь имя и время действия — Джона (Джош Бролин) стал обычным конфедератом, в какой-то момент отказавшимся выполнять приказы кровожадного офицера Квентина Тернбулла (Джон Малкович). За это герой поплатился потерей семьи в огне и клеймом на лице, но благодаря коренному населению получил способности общаться с миром мертвых. «Джону Хекса» можно сравнить с кэмповым «Диким, диким Западом»: тот же сеттинг альтернативной молодой Америки, рваное повествование, аляповатые герои и невнятная концовка. Критики хвалили работу Джоша Бролина, но сходились в том, что фильм Хейворда, с трудом дотянувшего хронометраж до 81 минуты, стал жертвой недостаточного профессионализма, монтажных ножниц и жесткого дедлайна.
Покорив спортивные вершины, звезда НБА Шакил О’Нил активно занялся личным брендом. Для спортсменов 90-х это чаще всего означало попытку примелькаться на экране если не в главных ролях, то как минимум в запоминающихся камео. Со вторым у Шака точно было все в порядке, но вот с фильмом имени себя у улыбчивого баскетболиста долго не ладилось. Ловко закидывавший мячи в корзину О’Нил по инерции почти десятилетие делал то же самое с любым фильмом, куда его звали. И «Мистер Сталь» исключением, конечно, не стал.
Джон Генри Айронс (О’Нил) был талантливым мастером по металлу, создал оружие нового поколения, включающее высокоточные лазерные и ультразвуковые пушки и высокотехнологичную броню. Правда, испытания изобретения заканчиваются трагедией, и Джон бросает службу и в целом крепко задумывается над моральной стороной оружейного бизнеса. Впрочем, совсем скоро оказывается, что пушки Айронса как-то попали в руки бандитов, и Джону приходится наводить порядок своими силами, облачившись в доспехи и выбрав псевдоним Мистер Сталь. Боевик Кеннета Джонсона оказался настолько ужасным, что режиссер так не вернулся к работе над полнометражными проектами. «Мистер Сталь» провалился в прокате и получил разгромную прессу, в частности из-за общей дешевизны происходящего на экране (фильм сравнивали с детским ТВ-шоу), но отдельно критики ругали неумелую игру всех актеров, особенно Шакила О’Нила. Шаку, правда, было все равно — сразу после съемок картины он стал чемпионом Олимпийских игр в Атланте.