![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Студия А24 прокладывает дорогу к самым юным зрителям фэнтези-сказкой со славянским колоритом.
На небольшом острове в Черном море люди уже много веков живут бок-о-бок с опасными существами Очи, которые крадут овец и даже могут навредить самим селянам. Отловом диких животных занимается детский отряд под предводительством вояки Максима (Уиллем Дефо). У него с Очи личные счеты — когда-то звери напали на его жену Дашу (Эмили Уотсон), и она ушла из дома, оставив его с маленькой дочерью Юри (Хелена Ценгель). Теперь Максим бегает по лесам с командой юных головорезов и приемным сыном Петро (Финн Вулфхард) и пытается найти подход к нелюдимой дочке. Той не очень нравится деятельность отца. Она находит в лесу детеныша Очи и сбегает с ним из дома.
После оглушительной победы фильма «Все везде и сразу» на «Оскаре» компания A24 окончательно утвердилась в звании главного независимого дистрибьютора Голливуда, осмелела и все больше стала вкладываться в производство фильмов. Так, необычной пробой пера стал фэнтезийный детский фильм «Легенда Очи», получивший в российском прокате название «Очи». Режиссером и сценаристом картины стал дебютант Исайя Сэксон, который, как когда-то Дэвид Финчер, начинал со съемок музыкальных видео для Бьорк, Panda Bear и Grizzly Bear. В результате такого сотрудничества получился довольно симпатичный, хоть и необязательный фильм.
Очевидно, когда Сэксон писал сценарий, он не сильно озаботился фактчекингом, поэтому неназванный народ на неизвестном острове живет одновременно на Черном море и в Карпатах, а главную героиню зовут Юрий. Мир, созданный на экране, — причудливая смесь всех восточноевропейских государств одновременно, что, наверно, выглядит достаточно экзотично для американской публики, которую историческая достоверность никогда особо не интересовала. Да и Уиллем Дефо в алкоголичке органично вписался в славянскую эстетику. В итоге сценария в фильме страницы на три, а весь остальной хронометраж занимает любование горными пейзажами с сочной зеленью и меланхоличным туманом, а также милое взаимодействие девочки-подростка и ее нового пушистого знакомого.
Немка Хелена Ценгель, в нежные 11 лет покорившая публику своими дикими криками в драме «Разрушительница системы» на Берлинале, стремительно идет вверх по карьерной лестнице и упорно пытается стать международной звездой. В 2020-м она снялась вместе с Томом Хэнксом в драме «Новости со всех концов света», и теперь в «Очи» поддерживает свое амплуа нелюдимой девочки с большим сердцем. В то же время уже состоявшийся актер Финн Вулфхард выступает в неожиданно небольшой роли сводного брата почти без слов. Объяснить это можно тем, что фильм был снят еще в 2021 году, но выпустить ленту смогли только через четыре года. Игру юных актеров красиво обрамляют мастодонты: Дефо, разгуливающий в подштанниках и (почему-то!) рыцарских латах, и Эмили Уотсон с деревянной рукой.
Ярких образов фильму явно не занимать, но при богатстве визуальном он выглядит вторичным. Сэксон заимствует все и сразу у лучших мира сего. В картине читается влияние и Тайки Вайтити, и Уэса Андерсона, и Хаяо Миядзаки, и даже «Звездных войн» — уж больно детеныш Очи похож на бейби-Йоду. Дети начинают дружить, взрослые понимают, что мудрость не зависит от возраста, и наконец-то учатся жить в гармонии с природой и признают свои ошибки. «Очи» можно воспринять и как обычную, но приятную сказку, и как старомодный приключенческий фильм родом из 90-х, и как поучительную историю о защите окружающей среды. Картина Сэксона многолика и подходит под любую систему ценностей.
Удивительно скорее не само существование фильма, а то, что его спродюсировала A24, которая не просто выработала свой узнаваемый стиль, но теперь заходит на территорию Disney и снимает детское кино. Вряд ли она выиграют с «Очи» какие-то престижные призы, но, как, например, с фильмом Алекса Гарленда «Падение империи», может заработать приличную кассу.